Календарь
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Новости региона
|
Экология зренияТринарный урок физики, биологии, экологии и физической культуры. Тема: "Экология зрения" 8-м класс Цель: Определение причин нарушения зрения и поиск путей их устранения. Задачи: 1). Предметно-информационная:
2). Деятельностно-коммуникативная:
3). Ценностно-ориентационная:
Оборудование: таблица: “Строение глаза”, модель глаза, карточки – задания, карточки – инструкции, стереограммы, экраны и набор линз. Техническое сопровождение урока: компьютерная презентация по теме: “Экология зрения”. Учебники: Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. 8 класс. Биология. Человек и его здоровье. Перышкин А.В. Физика8 класс. Лях В.И. , Зданевич А.А. Физическая культура. 8-9 класс. На доске: название темы урока, запись д/з, схема, выводы к уроку (с обратной стороны доски). Ход урока (1). Мотивация Учитель(В.В.): Человек обладает системой ориентации в окружающем мире – сенсорной системой, которая помогает не только ориентироваться, но и адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Сегодня будем вести речь о том, каким законам экологии подчиняется все живое на нашей планете, как шла эволюция органа зрения, какое значение имеет орган зрения для взаимоотношений с окружающей средой и как среда воздействует на него, какие правила необходимо соблюдать для сохранения лучшей работоспособности глаз. Учитель (В.А.): А). Учитель (В.А.): Свойства и поведение светового луча начали изучать в глубокой древности, но этот раздел физики так широк и многогранен, что мы решили провести дополнительный, тринарный урок, который поможет вам лучше понять материал 5 главы учебника физики, которая называется «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ». Учитель (К.В.): Я попробую доказать что дефекты зрения, имеющие естественные причины, могут быть исправлены средствами физической культуры. Постановка проблемного вопроса. (2). Этап объяснения нового материала: (Основной блок) Учитель (В.В.): Тема урока: « Экология зрения». Запишите ее в тетрадях. Современный мир очень не предсказуемый. Темп жизни так высок, что человек каждый день получает огромный поток информации. Это осуществимо, благодаря органам чувств, в том числе и органам зрения. Сегодня поговорим об экологии зрения. Слайд 1,2 Для начала обратимся к законам природы и в частности к законам экологии, сформулированным американским биологом и экологом Барри Комонером в 1974 году. Слайд 3,4. Нельзя с точки зрения экологии рассматривать живой организм в отрыве от его места обитания (среды жизни). Какие среды жизни выделяют в экологии? Давайте вместе с вами вспомним. Слайд 5,6 Ответ учащихся: В экологии выделяют среды жизни живых организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная, сам живой организм. Рассмотрим, как же шла эволюция органа зрения. Слайд 7. Органы многоклеточных животных (кроме губок) обеспечивают восприятие световых раздражителей. Простые органы зрения (например, у дождевых червей) состоят из светочувствительных клеток без пигмента, рассеянных среди эпителиальных клеток наружного покрова. Они воспринимают лишь изменения в интенсивности освещения. Слайд 8. У некоторых медуз и плоских червей разрозненные светочувствительные клетки сконцентрировались в глазные пятна (стигмы). Дальнейшее усложнение органов зрения у моллюсков привело к углублению глазного пятна в глазной бокал и образованию пузырька (стекловидного тела). Слайд 9,10. Эволюция органов зрения у насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных пошла по пути формирования фасеточных глаз. В отличие от глаз камерного типа здесь нет единой сетчатки, рецепторы собраны в маленькие группы (ретинулы), каждая из которых обслуживается отдельным диоптрическим аппаратом. Понятия аккомодации, близорукости или дальнозоркости не приложимы к фасеточному глазу. Слайд 11. Цветовое зрение встречается на весьма ранних ступенях эволюционной лестницы: им обладают уже насекомые (пчелы, мухи, бабочки). Однако диапазон чувствительности насекомых сдвинут в ультрафиолетовую область (в ущерб красному). Лучше всего они воспринимают желтые, синие, фиолетовые оттенки, а красный цвет воспринимают, вероятно, как черный. Слайд 12. Среди позвоночных наличие цветового зрения встречается у всех костных рыб (яркостью окраски соперничающих с оперением тропических птиц), некоторых амфибий и пресмыкающихся. Хорошим цветовым зрением обладают многие дневные птицы, различающие, в отличие от насекомых, и цвета красной области спектра. Слайд 13. У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров. Слайд 14. У самого большого в мире животного (голубого кита) – самые большие глаза. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике. Слайд 15. Удивителен хрусталик глаза у баклана. Его оптическая сила меняется на 50 дптр (у человека - на 14 дптр, у собаки - на 1 дптр). Поэтому баклан может одинаково хорошо видеть в воздухе и под водой (собака же хорошо видит либо прямо перед собой, либо в отдалении). Слайд 16. Глаза хамелеона могут вращаться в разные стороны независимо друг от друга и передавать две картинки в мозг. А уж дальше хамелеон решает, куда ему двигаться. Слайд 17. Теперь мы подошли к вершине эволюции животного мира – человеку. Откройте учебники, найдите рисунок зрительного анализатора и сравните его с рисунком на доске. Назовите составные части зрительного анализатора человека. Показать их на рисунке, который изображен на доске или на модели. Теперь проверим, правильно ли вы смогли определить составные части анализатора. Запишите составные части анализатора в тетрадь. Слайд 18. Но изучение живых организмов не возможно без различных методов. Приемов и оборудования. Во всех науках имеются свои методы и соответственно оборудование. Это оборудование тоже совершенствовалось в процессе развития научной мысли. Антони ван ЛЕВЕНГУК (1632-1723), нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. За всю жизнь изготовил около 250 линз, добившись увеличения в 300 раз. С их помощью в 1673 году первым из людей наблюдал и зарисовал микробов. За 50 лет работы им было открыто более 200 видов мельчайших организмов. Слайд 19. Роберт ГУК (1635-1703), английский естествоиспытатель, разносторонний ученый, экспериментатор и архитектор. Усовершенствовал микроскоп и установил клеточное строение тканей, ввел термин «клетка». Усовершенствовал микроскоп и сделал с помощью него множество открытий об органах и клеточном строении растений, насекомых и животных. Слайд 20,21. МИКРОСКОП -инструмент, позволяющий получать увеличенное изображение мелких объектов, не видимых невооруженным глазом. Увеличение микроскопа, достигает 2000 раз. Слайд 22. Современная окружающая среда оказывает очень действенное влияние на зрительный анализатор. Слайд 23,24.
Учитель(В.А.): В). Глаз – это оптическая система, созданная природой в процессе эволюции. Основным элементом глаза является ХРУСТАЛИК, который представляет собой эластичную линзу. Г). Эта линза под действием мышц может изменять радиус своей кривизны. Д). Линза – Е). Линзы делятся на собирающие и рассеивающие. Но так как хрусталик является собирающей линзой, то сегодня мы подробнее остановимся на построении хода лучей в собирающих линзах. Ж). Итак: Для построения проводим первый «золотой» луч через центр линзы……… З). В зависимости от взаимного расположения предмета и линзы, возможны различные варианты поведения световых лучей. Учитель физической культуры:
Бэйтс считает, что основной причиной нарушений зрения является напряжение, усилие при попытке разглядеть какой-либо объект. Причиной же близорукости является усилие увидеть далеко расположенные объекты. Если человек длительное время выполняет работу, связанную с рассматриванием мелких предметов на близком расстоянии, то сразу четко увидеть удаленный предмет он не может и поэтому прилагает усилие, чтобы его рассмотреть. Для общего расслабления мы проведем Пальминг и массаж глаз. Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз. Снять усталость с глаз и улучшить кровообращение поможет массаж глаз. · Сядьте за стол и поставьте на него локти. Соедините мизинцы и ударные стороны ладоней. Опустите голову так, чтобы нижняя часть ладоней легла на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы. Расслабьте мышцы шеи. Легко массируйте глаза нижней частью ладоней. Чередуйте вращение, поглаживание, надавливание и вибрацию в течение пары минут. Затем расслабьте глаза. Выполняйте массаж глаз и указанные упражнения в перерывах работы за компьютером, во время просмотра телевизора, при чтении и письме, и это поможет вам сохранить хорошее зрение Упражнение 1. Ом-карту при выполнении этого упражнения можно установить на расстоянии от 0,3 до 3 м на уровне глаз. Зафиксировать взгляд на исходной точке знака в центре Ом-карты. Заметно, что эта точка кажется самой четкой частью знака. Затем необходимо медленно вести взгляд по знаку, постоянно обращая внимание на то, что самой четкой, более интенсивного черного цвета кажется та часть знака, на которую устремлен взгляд в данный момент. Повторить упражнение 3 раза. После этого заметить, что теперь весь знак кажется более темным, чем был до выполнения упражнения. Вот славянская методика. Вот система известного поборника здорового образа жизни Поля Брэгга. Как видите, он большое внимание уделял правильному питанию глаз и воздействию свежего воздуха. Вот комплекс упражнений М. Д. Корбетт. Давайте попробуем сделать несколько упражнений с таблицей «дебко». 1. Выполняя небольшие повороты головы, нужно скользить кончиком носа и взглядом по этим линиям от одной точки до другой. Выполнять эти повороты нужно до тех пор, пока не возникнет ощущение, что линии скользят в сторону, противоположную направлению взгляда в данный момент. 2. Затем, то же упражнение нужно выполнить для нижней части таблицы. 4. После этого нужно открыть глаза и скользить взглядом по белому пространству между двумя линиями в верхней, а затем нижней части таблицы. Этот прием поможет лучше различать буквы при чтении на любом расстоянии.
Ну и как итог общие рекомендации:
Постановка проблемы и ее решение Учитель (В.В.): Подведем итоги нашего урока. Сформулируем вместе основные выводы. Выводы:
Учитель (В.А.): Мы познакомились с проблемами, которые возникают в оптической системе человека и узнали, что зрение можно скорректировать с помощью очков и линз.
Учитель (К.В.): Мы с вами познакомились с некоторыми заболеваниями органов зрения. Однако к нарушениям зрения могут привести и разнообразные травмы. Как поступать в подобных случаях?
Вспомните пункты инструктажа по ТБ на уроках химии, физики, биологии, трудового обучения. Что может привести к травме глаз? Учитель выслушивает варианты ответов учащихся и рекомендует обратиться к книге (работа с книгой, выделение главного). Обобщение и выводы к занятию Информационные источники:
|