Суббота, 27.04.2024, 02:54

ПАШИНЦЫ paschinzi@yandex.ru

Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новости региона

Экология зрения

Тринарный урок физики, биологии, экологии и физической культуры.

Тема: "Экология зрения"

8-м класс

Цель:

Определение причин нарушения зрения и поиск путей их устранения.

Задачи:

1). Предметно-информационная:

  • продолжить формировать у уч-ся основные понятия: анализатор, орган чувств, рецептор; повторить особенности строения и функционирования органа зрения – глаза;
  • сформулировать основные правила гигиены зрения, обратив особое внимание на профилактику распространенных заболеваний глаз;
  • ознакомить с упражнениями для расслабления глаз и улучшения зрения.
  • Показать значение органов зрения в связи организма с окружающей средой.

2). Деятельностно-коммуникативная:

  • продолжить формирование умений и навыков по организации работы с книгой, тетрадью, приложениями, работы с лабораторным оборудованием.
  • Продолжить формирование умений и анализировать полученные данные и делать выводы.

3). Ценностно-ориентационная:

  • способствовать развитию культуры речи, владению терминологией, способностей к обмену мнениями, информацией.
  • способствовать формированию бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: таблица: “Строение глаза”, модель глаза, карточки – задания, карточки – инструкции, стереограммы, экраны и набор линз.

Техническое сопровождение урока: компьютерная презентация по теме: “Экология зрения”.

Учебники: Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. 8 класс. Биология. Человек и его здоровье. Перышкин А.В. Физика8 класс.

Лях В.И. , Зданевич А.А. Физическая культура. 8-9 класс.

На доске: название темы урока, запись д/з, схема, выводы к уроку (с обратной стороны доски).

Ход урока

(1). Мотивация

Учитель(В.В.): Человек обладает системой ориентации в окружающем мире – сенсорной системой, которая помогает не только ориентироваться, но и адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Сегодня  будем вести речь о том,  каким законам экологии подчиняется все живое на нашей планете, как шла эволюция органа зрения, какое значение имеет орган зрения для взаимоотношений с окружающей средой и как среда воздействует на него, какие правила необходимо соблюдать для сохранения лучшей работоспособности глаз.

Учитель (В.А.):

А). Учитель (В.А.): Свойства и поведение светового луча начали изучать в глубокой древности, но этот раздел физики так широк и многогранен, что мы решили провести дополнительный, тринарный урок, который поможет вам лучше понять материал 5 главы учебника физики, которая называется «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ».

Учитель (К.В.): Я попробую доказать что дефекты зрения, имеющие естественные причины, могут быть исправлены средствами физической культуры.

Постановка проблемного вопроса.

(2). Этап объяснения нового материала:  (Основной блок)

Учитель (В.В.): Тема урока: « Экология зрения». Запишите ее в тетрадях.

Современный мир очень не предсказуемый. Темп жизни так высок, что человек каждый день получает огромный поток информации. Это осуществимо, благодаря органам чувств, в том числе и  органам зрения.

 Сегодня поговорим  об экологии зрения.  Слайд 1,2

 Для начала обратимся к законам природы и в частности к законам экологии, сформулированным американским биологом и экологом Барри  Комонером в 1974 году. Слайд 3,4.

Нельзя с точки зрения экологии  рассматривать живой организм в отрыве от его места обитания (среды жизни). Какие среды жизни  выделяют в экологии? Давайте  вместе с вами вспомним.  Слайд 5,6

Ответ учащихся: В экологии выделяют среды жизни живых организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная, сам живой организм.

Рассмотрим,  как же шла эволюция органа зрения. Слайд 7.

Органы многоклеточных животных (кроме губок) обеспечивают восприятие световых раздражителей.  Простые органы зрения (например, у дождевых червей) состоят из светочувствительных клеток без пигмента, рассеянных среди эпителиальных клеток наружного покрова. Они воспринимают лишь изменения в интенсивности освещения. Слайд 8.

У некоторых медуз и плоских червей разрозненные светочувствительные клетки сконцентрировались в глазные пятна (стигмы).

Дальнейшее усложнение органов зрения у моллюсков привело к углублению глазного пятна в глазной бокал и образованию пузырька (стекловидного тела). Слайд 9,10.

Эволюция органов зрения у насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных пошла по пути формирования фасеточных глаз. В отличие от глаз камерного типа здесь нет единой сетчатки, рецепторы собраны в маленькие группы (ретинулы), каждая из которых обслуживается отдельным диоптрическим аппаратом. Понятия аккомодации, близорукости или дальнозоркости не приложимы к фасеточному глазу. Слайд 11.

Цветовое зрение встречается на весьма ранних ступенях эволюционной лестницы: им обладают уже насекомые (пчелы, мухи, бабочки). Однако диапазон чувствительности насекомых сдвинут в ультрафиолетовую область (в ущерб красному). Лучше всего они воспринимают желтые, синие, фиолетовые оттенки, а красный цвет воспринимают, вероятно, как черный. Слайд 12.

Среди позвоночных наличие цветового зрения встречается у всех костных рыб (яркостью окраски соперничающих с оперением тропических птиц), некоторых амфибий и пресмыкающихся. Хорошим цветовым зрением обладают многие дневные птицы, различающие, в отличие от насекомых, и цвета красной области спектра. Слайд 13.

У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров. Слайд 14.

У самого большого в мире животного (голубого кита) – самые большие глаза. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике. Слайд 15.

Удивителен хрусталик глаза у баклана. Его оптическая сила меняется на 50 дптр (у человека - на 14 дптр, у собаки - на 1 дптр). Поэтому баклан может одинаково хорошо видеть в воздухе и под водой (собака же хорошо видит либо прямо перед собой, либо в отдалении).

Слайд 16.

Глаза хамелеона могут вращаться в разные стороны независимо друг от друга и передавать две картинки в мозг. А уж дальше хамелеон решает, куда ему двигаться. Слайд 17.

Теперь мы подошли к вершине эволюции животного мира – человеку.

Откройте учебники, найдите рисунок зрительного анализатора и сравните его с рисунком на доске. Назовите составные части зрительного анализатора человека.  Показать их на рисунке, который изображен на доске или на модели.  Теперь проверим, правильно ли вы смогли определить составные части анализатора.

Запишите составные части анализатора в тетрадь. Слайд 18.

Но изучение живых организмов не возможно без различных методов. Приемов и оборудования. Во всех науках имеются свои методы и соответственно оборудование. Это оборудование тоже совершенствовалось в процессе развития научной мысли.

 Антони ван ЛЕВЕНГУК

(1632-1723), нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. За всю жизнь изготовил около 250 линз, добившись увеличения в 300 раз. С их помощью в 1673 году первым из людей наблюдал и зарисовал микробов. За 50 лет работы им было открыто более 200 видов мельчайших организмов. Слайд 19.

Роберт ГУК (1635-1703), английский естествоиспытатель, разносторонний ученый, экспериментатор и архитектор. Усовершенствовал микроскоп и установил клеточное строение тканей, ввел термин «клетка». Усовершенствовал микроскоп и сделал с помощью него множество открытий об органах и клеточном строении растений, насекомых и животных.

Слайд 20,21.

МИКРОСКОП -инструмент, позволяющий получать увеличенное изображение мелких объектов, не видимых невооруженным глазом. Увеличение микроскопа, достигает 2000 раз. Слайд 22.

Современная окружающая среда оказывает очень действенное влияние на зрительный анализатор. Слайд 23,24.

 

Учитель(В.А.):

В). Глаз – это оптическая система, созданная природой в процессе эволюции. Основным элементом глаза является ХРУСТАЛИК, который представляет собой эластичную линзу.

Г). Эта линза под действием мышц может изменять радиус своей кривизны.

Д). Линза –

Е). Линзы делятся на собирающие и рассеивающие.

Но так как хрусталик является собирающей линзой, то сегодня мы подробнее остановимся на построении хода лучей в собирающих линзах.

Ж). Итак:

Для построения проводим первый «золотой» луч через центр линзы………

З). В зависимости от взаимного расположения предмета и линзы, возможны различные варианты поведения световых лучей.

Учитель физической культуры:

  • Итак, мы выяснили, что дефекты зрения можно исправить с помощью добавочных линз, изменяющих фокусное расстояние. То есть использовать, фигурально выражаясь, глазные «костыли» - очки. Но это не единственный путь. Оказывается, можно изменить фокусное расстояние естественным образом, не прибегая к техническим средствам. Есть методики, позволяющие управлять мышцами глазного яблока, которые сокращаются, давят на глазное яблоко и меняют его форму из сферической в вытянутую. Например, методика доктора Бейтса. Она включает в себя:

Бэйтс считает, что основной причиной нарушений зрения является напряжение, усилие при попытке разглядеть какой-либо объект. Причиной же близорукости является усилие увидеть далеко расположенные объекты. Если человек длительное время выполняет работу, связанную с рассматриванием мелких предметов на близком расстоянии, то сразу четко увидеть удаленный предмет он не может и поэтому прилагает усилие, чтобы его рассмотреть.
При этом мозг дает команду мышцам глаза сократиться, и нормальная форма глазного яблока меняется. Оно становится более вытянутым, так как сокращающаяся мышца давит на него и как бы расплющивает, а такая форма глазного яблока и есть основная причина и признак близорукости.
Таким образом, зрение остается нормальным, пока глаза расслаблены. Восстановить нарушенное зрение можно, достигнув расслабления глаз. Именно на этом принципе и основана вся система упражнений Бэйтса, которая включает в себя три основных раздела: общее расслабление, динамическое расслабление и дополнительные методы, способствующие улучшению зрения.

 Для общего расслабления мы проведем Пальминг и массаж глаз. Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.

Снять усталость с глаз и улучшить кровообращение поможет массаж глаз. ·

Сядьте за стол и поставьте на него локти. Соедините мизинцы и ударные стороны ладоней. Опустите голову так, чтобы нижняя часть ладоней легла на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы. Расслабьте мышцы шеи. Легко массируйте глаза нижней частью ладоней. Чередуйте вращение, поглаживание, надавливание и вибрацию в течение пары минут. Затем расслабьте глаза. Выполняйте массаж глаз и указанные упражнения в перерывах работы за компьютером, во время просмотра телевизора, при чтении и письме, и это поможет вам сохранить хорошее зрение

Упражнение 1. Ом-карту при выполнении этого упражнения можно установить на расстоянии от 0,3 до 3 м на уровне глаз. Зафиксировать взгляд на исходной точке знака в центре Ом-карты. Заметно, что эта точка кажется самой четкой частью знака. Затем необходимо медленно вести взгляд по знаку, постоянно обращая внимание на то, что самой четкой, более интенсивного черного цвета кажется та часть знака, на которую устремлен взгляд в данный момент. Повторить упражнение 3 раза. После этого заметить, что теперь весь знак кажется более темным, чем был до выполнения упражнения.
Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Ом-карта располагается на расстоянии от 0,3 до 1,5 м от лица. Центральный знак на Ом-карте окружен ломаной линией, похожей на схематичное изображение лепестков подсолнуха или лучей солнца. Зафиксировать взгляд на каком-либо участке этой линии, а затем перемещать его по отрезкам линии, двигая голову вместе с взглядом. На каждом углу, т. е. конце каждого отрезка, нужно делать мягкие моргания. При выполнении упражнения обратить внимание на то, что каждый отрезок линии, на который падает взгляд в данный момент, кажется чернее остальных.

Упражнение 3. Выполняется на том же расстоянии от Ом-карты. Вокруг знака на карте нарисована окружность. Зафиксировать взгляд на определенной точке окружности и медленно продвигаться взглядом по окружности, одновременно двигая и голову. Повторить упражнение несколько раз. Затем закрыть глаза и постараться проделать то же, скользя взглядом по воображаемому образу окружности.


Есть и другие методики борьбы с близорукостью и дальнозоркостью – они перечислены на слайде.

Вот славянская методика.

Вот система известного поборника здорового образа жизни Поля Брэгга. Как видите, он большое внимание уделял правильному питанию глаз и воздействию свежего воздуха.

Вот комплекс упражнений М. Д. Корбетт. Давайте попробуем сделать несколько упражнений с таблицей «дебко».

1. Выполняя небольшие повороты головы, нужно скользить кончиком носа и взглядом по этим линиям от одной точки до другой. Выполнять эти повороты нужно до тех пор, пока не возникнет ощущение, что линии скользят в сторону, противоположную направлению взгляда в данный момент.

2. Затем, то же упражнение нужно выполнить для нижней части таблицы.

3. Далее следует закрыть глаза и выполнять такие же повороты головы, скользя мысленным взглядом по представляемым линиям.

4. После этого нужно открыть глаза и скользить взглядом по белому пространству между двумя линиями в верхней, а затем нижней части таблицы. Этот прием поможет лучше различать буквы при чтении на любом расстоянии.
Комплекс упражнений от близорукости по системе М. Уиндолфа

  • М. Уиндолф считает, что при близорукости для тренировки нормальной аккомодации должны заключаться в расслаблении косых мышц глаза и напряжении прямых.
  • Расположив какой-нибудь яркий предмет перед собой, выполнять моргания или на несколько секунд закрывать глаза, добиваясь проблеска хорошего зрения обоими глазами путем центральной фиксации, т. е. более четкого видения центральной зоны рассматриваемого объекта.
  •  Затем, продолжая смотреть на объект и постепенно уменьшая размеры этой центральной зоны, сжимая прямые мышцы глаза, стараться втягивать глаза вглубь глазниц, но без напряжения.

 Ну и как итог общие рекомендации:

  1. Избегайте неподвижности глаз (телефон, компьютер, телевизор), чаще меняйте направление и «глубину» взгляда
  2. Старайтесь не напрягать зрение.(не читать в транспорте и при слабом освещении)
  3. По возможности делайте массаж глаз или ,хотя бы, сильно зажмуривайтесь.
  4. Стараться чаще расслаблять зрение.
  5. Выполнять глазодвигательные упражнения хотя бы раз в день.

 

 Постановка проблемы и ее решение

Учитель (В.В.):  Подведем итоги нашего урока. Сформулируем вместе основные выводы.

Выводы:

  • Причины ухудшения и нарушения зрения могут быть связаны с нарушениями деятельности зрительного анализатора в любом из составляющих его звеньев

 

Учитель (В.А.): Мы познакомились с проблемами, которые возникают в оптической системе человека и узнали, что зрение можно скорректировать с помощью очков и линз.

 

Учитель (К.В.): Мы с вами познакомились с некоторыми заболеваниями органов зрения. Однако к нарушениям зрения могут привести и разнообразные травмы. Как поступать в подобных случаях?

  • Ушибы, ранения, воздействия различных химических веществ, ожоги очень опасны для глаз
  • Влияния разнообразных факторов среды на органы зрения не избежать, но можно уменьшить их негативное воздействие, соблюдая правила гигиены.

Вспомните пункты инструктажа по ТБ на уроках химии, физики, биологии, трудового обучения. Что может привести к травме глаз?

Учитель выслушивает варианты ответов учащихся и рекомендует обратиться к книге (работа с книгой, выделение главного).

Обобщение и выводы к занятию

Информационные источники:

  1. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. Учебник: Маш Р.Д., Драгомилов А.Г.
  2. Методическое пособие: Маш Р.Д., Драгомилов А.Г.
  3. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: учебное пособие.- Изд: Екатеринбург, УГТУ, 2000.
  4. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. – Изд: СПб, Петроградский и К, 1998.
  5. Гуленков С.И., Дмитриева Т.А. “Тестовые задания для проверки знаний по биологии. Человек”. М,. “Творческий центр”, 1999.
  6. Зверев И.Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека”. М: “Просвещение”,1983.
  7. Гольнева Д.П. “Человек, его здоровье и окружающая среда”. Челябинск. “Факел”, 1995.
  8. http://elz-fat.ucoz.ru/load/uprazhnenija_dlja_korrekcii_zrenija/1-1-0-12
  9. http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php
  10. http://www.goodeye.ru/untraditional/trenirovka/bregg.html
  11. http://www.uprazhnenija.ru/slavyan.html
  12. http://vision.web.ru/visioncorrection/exercises/
  13. http://www.zreni.ru/new/sight/articles/zariadka/
  14. Экология. Учебное электронное издание.
  15. Анатомия. 8-9 классы. Электронный атлас для школьника.