ПОЛОЖЕНИЕ о школьной библиотеке ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
ПОЛОЖЕНИЕ о школьной библиотеке ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
1. Общие положения
1.1. Библиотека ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина» создана в целях обеспечения реализации образовательных программ путем обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. ПОЛОЖЕНИЕ о школьной библиотеке ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина» разработано в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства культуры РФ от 2 декабря 1998 г. № 590 «Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда, Приказом Министерства образования РФ от 24 августа 2000 г. № 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений», Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 января 1998 г. № 06–51–2ин/27–06 «О направлении примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения», с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О библиотечном деле», Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения, утверждённым Минобрнауки, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральным законом № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их развитию».
1.3. В целях недопущения распространения информации экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних:
1.3.1. в Библиотеке Школы представлен обновлённый распечатанный «Федеральный список экстремистских материалов» для сверки фонда. «Федеральный список экстремистских материалов» размещен в сети интернет по адресу: https://minjust.ru/ru/extremist-materials
1.3.2. На постоянной основе проводятся сверки имеющихся библиотечных фондов и новых поступлений литературы на наличие экстремистских материалов. По результатам проведения сверки составляется акт, в котором указывается дата проведения сверки, её результаты и номер акта сверки. Акт утверждается директором и членами комиссии (Приложение №1). Периодичность проведения сверок отражается в Журнале сверок библиотечного фонда (Приложение №2).
1.4. Настоящее Положение фиксирует взаимоотношения пользователей с библиотекой и определяют общий порядок организации обслуживания различных категорий и групп пользователей, порядок доступа к фондам библиотеки, права, обязанности и ответственность библиотеки и ее пользователей.
1.5. Настоящее Положение определяет перечень основных услуг Библиотеки, порядок их предоставления и порядок пользования источниками информации.
1.6. Деятельность Библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.7. Цели Библиотеки соответствуют целям образовательных программ Школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.8. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно¬информационного обслуживания Библиотеки.
1.9. Деятельность Библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции Библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.
1.10. Библиотека обладает фондом разнообразной литературы, которая предоставляется во временное пользование участникам образовательного процесса (обучающимся Школы и работникам Школы). Библиотека способствует формированию культуры личности обучающихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.
1.11. Библиотека удовлетворяет запросы работников Школы на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.12. Библиотека доступна и бесплатна для читателей.
1.13. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления Библиотекой определяются в правилах пользования Библиотекой.
2. Задачи Библиотеки
Основными задачами Библиотеки являются:
- обеспечение участникам образовательного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
- формирование навыков независимого библиотечного пользователя; обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
3. Основные функции Библиотеки
3. Основные функции Библиотеки - образовательная, информационная, культурная.
Для реализации основных задач Библиотека:
3.1. формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами Школы:
формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами Школы и требованиями ФГОС.
Фонд Библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр. Фонд может содержать и нетрадиционные носители информации: аудио-, видео- кассеты и др. При необходимости фонд комплектуется литературой на иностранных языках.
Библиотечный фонд комплектуется учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основным образовательным программам устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными программами.
- осуществляет размещение и сохранность фонда.
3.2. создает информационную продукцию - ведет справочно-библиографический аппарат (каталоги, картотеки на традиционных и машиночитаемых носителях, справочно-информационного фонд).
3.3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале:
- выявляет информационные запросы и потребности читателей и степень их удовлетворения с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда;
-предоставляет читателям информационные ресурсы на основе изучения интересов и потребностей читателей;
-создает для обучающихся условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности, способствует развитию навыков самообучения; организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
-содействует повышению квалификации педагогических и других работников Школы, создает условия для их самообразования и профессионального образования.
- консультирует читателей при поиске и выборе книг, проведение с обучающимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.
-организует обслуживание читателей, нуждающихся в литературе, в каникулярное
время.
3.4. ведет аналитическую и методическую работу по совершенствованию основных направлений деятельности Библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.
3.5. ведет необходимую документацию по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
3.6. проводит в установленном порядке факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, ведение профориентационной работы для получения специальности библиотекаря, библиографа.
3.7. осуществляет популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
3.8. обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей.
Организация обслуживания Библиотекой участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
3.9. участвует в работе ведомственных (межведомственных) библиотечно-информационных объединений, взаимодействует с библиотеками региона с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.
3.10. организует исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализацию непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
3.11. систематически информирует читателей о деятельности библиотеки.
3.12. формирует библиотечный актив, осуществляет привлечение читателей (в т.ч. обучающихся) к управлению Библиотекой, их участие в работе совещательного органа — библиотечного совета и актива читателей.
3.13. организует работу по сохранности библиотечного фонда.
4. Организация и управление, штаты Библиотеки
4.1. Руководство Библиотекой и контроль за её деятельностью осуществляет директор Школы, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе Библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности Библиотеки и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также создание комфортной среды для читателей.
4.2. Ряд функций управления Библиотекой делегируются директором Школы штатному работнику Библиотеки (педагогу-библиотекарю).
4.3. За организацию работы и результаты деятельности Библиотеки отвечает педагог-библиотекарь, который является членом педагогического коллектива Школы.
4.4. Библиотека составляет годовые планы и отчет о работе, которые утверждаются Директором Школы. Годовой план Библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы Школы.
4.5. График работы Библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы Школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Время обслуживания Библиотекой читателей: понедельник - пятница - с 8 часов 30 минут до 12 часов 30 минут.
Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.
4.6. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
4.7. Библиотечные работники подлежат аттестации в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик.
5. Права, обязанности и ответственность
5.1. Библиотека имеют право:
5.1.1. Определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с задачами, приведенными в настоящем Положении.
5.1.2. Разрабатывать правила пользования Библиотекой и другую регламентирующую документацию.
5.1.3. Устанавливать в соответствии с правилами пользования Библиотекой вид и размер компенсаций ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.
5.2. Библиотечные работники имеют право:
5.2.1. Принимать участие в управлении Школой в соответствии с локальными нормативными актами Школы.
5.2.2. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы Школы.
5.2.3. На участие в работе методических объединений библиотечных работников, в научных конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы.
5.2.4. На участие в работе общественных организаций.
5.2.5. На аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах Правительства Российской Федерации.
5.2.6. На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством.
5.2.7. На ежегодный отпуск в соответствии с коллективным договором и иными локальными нормативными актами.
5.2.8. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
5.3. Библиотечные работники несут ответственность за:
5.3.1. Соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором, трудовым договором и должностными инструкциями.
5.3.2. Выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
5.3.3. Сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Приложение № 1
к ПОЛОЖЕНИЮ о школьной библиотеке ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
________________ В.А. Симонов
«___» ________________ 20__г.
АКТ
о сверке библиотечного фонда ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина» с Федеральным списком экстремистских материалов
Составлен комиссией в том, что в библиотеке ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина» была произведена сверка имеющего библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов. Указанные в списке экстремистские материалы в библиотечном фонде ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина» не обнаружены.
Председатель ________________
Члены комиссии _____________
Приложение № 2
к ПОЛОЖЕНИЮ о школьной библиотеке ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
Журнал сверок библиотечного фонда ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
№ п/п Дата проведения сверки библиотечного фонда № акта о проведении проверки Результат сверки (выявлено/не выявлено)
========================================
2.1.5. законные представители учащихся и воспитанников ОО;
2.1.6. работники ОО;
2.1.7. сторонние физические лица.
2.2. Пользователи библиотеки подразделяются на следующие группы:
Группы
|
Категории пользователей
|
А
|
учащиеся ОО, осваивающие основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования в соответствии с ФГОС
|
учащиеся, осваивающие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами ФГОС
|
воспитанники ОО, осваивающие основную общеобразовательную программу дошкольного образования
|
работники ОО
|
В
|
учащиеся и воспитанники ОО, получающие платные образовательные услуги
|
С
|
законные представители учащихся и воспитанников ОО
|
сторонние физические лица
|
|
2.3. Пользователям группы А предоставляется право бесплатного доступа ко всему комплексу библиотечно-информационных и сервисных услуг библиотеки.
2.4. Пользователям группы В предоставляется право доступа ко всему комплексу библиотечно-информационных и сервисных услуг библиотеки, стоимость которых включается в стоимость, предоставляемых платных образовательных услуг.
2.5. Пользователям группы C право доступа к комплексу библиотечно-информационных и сервисных услуг библиотеки предоставляется на основе договора об оказании платных библиотечно-информационных и сервисных услуг.
3. Права, обязанности и ответственность пользователей библиотеки
3.1. Пользователи группы А имеют право бесплатно пользоваться следующими видами библиотечно-информационных и сервисных услуг:
• получать полную информацию о составе фонда библиотеки и наличии в нем конкретных документов через систему каталогов и библиографических картотек и другие формы библиотечного информирования;
• получать справочно-библиографическое и информационное обслуживание как традиционными методами, так и методами телекоммуникационного доступа;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе произведений печати и других документов;
• получать из фонда библиотеки для временного пользования на абонементах и в читальных залах любые издания, неопубликованные документы или их копии и аудиовизуальные документы;
• продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;
• получать библиотечно-библиографические и информационные знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией;
• заказывать произведения печати и другие документы.
3.2. Пользователи группы В имеют право пользоваться всеми видами библиотечно-информационных и сервисных услуг, перечисленных в п. 3.1 настоящих Правил, в рамках договора на получение платных образовательных услуг.
3.3. Пользователи группы С имеют право пользоваться всеми видами библиотечно-информационных и сервисных услуг, перечисленных в п. 3.1 настоящих Правил, на основании договора об оказании дополнительных платных услуг.
3.4. Пользователи всех групп имеют право пользоваться дополнительными платными библиотечно-информационными и сервисными услугами библиотеки.
3.5. Пользователи библиотеки всех групп имеют равное право:
• получать качественное, оперативное и комфортное обслуживание;
• принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой;
• избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказывать практическую помощь библиотеке;
• требовать соблюдения конфиденциальности данных о нем;
• обжаловать действия работников библиотеки, ущемляющих их права, у директора школы (контактный телефон: +7-927-102-18-70; E-mail: paschinzy@yandex.ru).
3.6. Пользователи библиотеки всех групп обязаны:
• соблюдать настоящие Правила;
• бережно относиться к фондам библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д.), ее имуществу и оборудованию;
• возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго установленные сроки;
• не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
• пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями, книгами, полученными по межбиблиотечному абонементу, только в помещении библиотеки;
• при получении печатных изданий и других документов из библиотечного фонда тщательно просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом работнику библиотеки, который сделает на них соответствующую пометку, в противном случае ответственность за порчу книг несет пользователь, пользовавшийся изданием последним;
• сдавать ежегодно в срок до 1 июня в библиотеку всю литературу, взятую в истекшем учебном году. Исключение составляют документы, необходимые пользователю для прохождения итоговой аттестации или для разработки образовательных программ, учебно-дидактического и иного материала в рамках реализуемых образовательных программ и планов работы;
• расписываться в читательском формуляре за каждое полученное в библиотеке издание (кроме учащихся 1-х классов);
• не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
• не вынимать карточек из каталогов и картотек;
• ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию;
• соблюдать в библиотеке тишину и порядок;
• не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки;
• не входить в библиотеку в верхней одежде и головных уборах, не пользоваться мобильными телефонами.
3.7. Пользователи библиотеки групп А и В при выбытии из школы обязаны вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы.
3.8. При утрате и неумышленной порче изданий и других материалов из фонда библиотеки пользователи всех групп обязаны заменить их такими же либо копиями или изданиями, признанными работниками библиотеки равноценными. При невозможности замены пользователи группы С и законные представители пользователей групп А и В обязаны возместить рыночную стоимость изданий. Рыночная стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется работниками библиотеки на момент возмещения причиненного ущерба.
3.9. При нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин пользователи группы С лишаются права пользования библиотекой.
3.10. Пользователи библиотеки, нарушившие настоящие Правила и причинившие библиотеке ущерб, компенсируют его в размере, установленном настоящими Правилами, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
4. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
4.1. Работники библиотеки имеют право:
• определять условия и порядок использования фондов;
• устанавливать сроки пользования литературой и другими документами;
• распределять учебно-методическую литературу между классами;
• не продлевать срок пользования ранее взятыми на короткий срок документами, если на них есть неудовлетворенный спрос со стороны других пользователей групп А и В;
• контролировать работу пользователей с электронными ресурсами в целях соблюдения законодательства РФ об авторских правах и исключения несанкционированного использования ресурсов Интернет;
• определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеке в соответствии с настоящими Правилами;
• лишать пользователей права пользования библиотекой в соответствии с настоящими Правилами;
• оказывать дополнительные платные библиотечно-информационные и сервисные услуги в соответствии с Перечнем, утвержденным директором школы.
4.2. Работники библиотеки обязаны:
• обеспечить доступ пользователей к библиотечным фондам и выдачу во временное пользование литературы и иных материалов в соответствии с настоящими Правилами;
• обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей;
• своевременно информировать пользователей всех категорий о всех видах ресурсов и услуг, предоставляемых библиотекой;
• в случае отсутствия необходимых пользователям изданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
• предоставлять в пользование каталоги, картотеки, осуществлять другие формы библиотечного информирования;
• изучать потребности пользователей в образовательной информации;
• формировать фонд документов в соответствии с потребностями образовательной деятельности школы и обеспечивать его сохранность;
• вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий;
• проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний;
• вести устную и наглядную массово-информационную работу; организовывать выставки литературы, библиографические обзоры, дни информации, литературные вечера, игры, праздники и другие мероприятия;
• совершенствовать работу с пользователями путем внедрения информационно-коммуникационных технологий;
• систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных произведений печати;
• обеспечить пользователей групп А и В необходимой литературой в каникулярное время;
• проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию пользователей;
• обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных фондов, создать необходимые условия для их хранения;
• проводить мелкий ремонт и своевременный переплет книг, привлекая к этой работе библиотечный актив;
• способствовать формированию библиотеки как информационного ресурсного центра;
• создавать и поддерживать комфортные условия для работы пользователей;
• обеспечить режим работы в соответствии с режимом работы школы.
4.3. Работники библиотеки несут ответственность за нарушения требований настоящих Правил в соответствии с действующим законодательством, уставом и иными локальными нормативными актами школы.
5. Порядок пользования библиотекой
5.1. Запись пользователей в библиотеку проводится на абонементе:
5.1.1. учащихся и воспитанников по списку класса (группы) в индивидуальном порядке;
5.1.2. работников на основании штатного расписания в индивидуальном порядке;
5.1.3. законных представителей учащихся (воспитанников) и сторонних физических лиц на основании договора об оказании платных библиотечно-информационных и сервисных услуг.
5.2. На каждого пользователя заполняется читательский формуляр установленного образца как документ, дающий право пользоваться библиотекой.
5.3. При записи читатели обязаны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре (за учащихся 1-х классов и воспитанников дошкольных групп расписываются их законные представители).
5.4. Читательский и книжный формуляры являются документами, удостоверяющими факт и дату выдачи пользователю библиотеки печатных и других источников информации и их возвращения в библиотеку.
5.5. Обмен произведений печати производится по графику работы, утвержденному директором школы.
6. Порядок пользования абонементом
6.1. Срок пользования литературой и количество выдаваемых изданий на абонементе определяется дифференцированно заведующим библиотекой и утверждается заместителем директора (воспитательная работа).
6.2. Срок пользования может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других пользователей. Не подлежат выдаче на дом редкие, ценные и справочные издания, литература, полученная по межбиблиотечному абонементу (МБА).
6.3. Читатели (за исключением воспитанников и учащихся 1-х классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий; возвращение издания фиксируется подписью библиотекаря.
7. Порядок пользования читальным залом
7.1. Литература, предназначенная для использования в читальном зале, на дом не выдается.
7.2. Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги, издания, полученные по межбиблиотечному абонементу, выдаются только в читальном зале.
7.3. Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале, как правило, не ограничивается.
|