Суббота, 20.04.2024, 18:37

ПАШИНЦЫ paschinzi@yandex.ru

Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новости региона

Самооценка образовательной организации

Инструкция по проведению самооценки образовательной организации

Задание для рабочей группы:

• Внимательно и вдумчиво рассмотрите каждый критерий и обсудите с членами своей группы, что он означает для Вашей школы.

• Каждый член группы самостоятельно ставит баллы (проводит оценку) по всем объектам оценки каждой области деятельности. На этом этапе самооценки совещаться и обмениваться мнениями не разрешается. Если кто-то заметил важные сильные стороны или области, нуждающиеся в улучшении, он записывает их в лист оценки.

• Баллы суммируются руководителем группы самооценки. Сумма баллов покажет общее мнение группы по сильным сторонам школы и областям, нуждающимся в улучшении.

• Обобщаются результаты работы всех групп (выставляются средние баллы), рассматриваются и обсуждаются результаты оценки, определяются те области, которые в первую очередь нужно улучшать, и по ним составляется план действий.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ

I. ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1–5)

ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ № 1:

РУКОВОДСТВО

Как директор/руководство школы совместно с педагогическим коллективом видит перспективы, разрабатывает стратегию деятельности школы, согласовывает цели и ценности и способствует их достижению?

Как директор/руководство лично участвует в развитии системы управления школой и выполняет функции руководства на практике?

Эта область оценки касается высшего школьного руководящего звена: директора школы, администрации и отражает формы деятельности всех школьных работников. Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки

1.а. Руководство школы совместно с педагогическим коллективом разрабатывает и развивает стратегию деятельности школы и является примером постоянного развития и совершенствования

1.а.1. Руководство разъясняет и уточняет перспективы и ценности ОУ

1.а.2. Директор одобряет и поддерживает новые целевые методы работы и участвует в развитии школы.

1.а.3. Руководство создает условия для проявления инициативы членов педколлектива

1.а.4. Идеи руководства открыты для педколлектива, учащихся, родителей и партнеров

1.b. Руководство постоянно совершенствует свою деятельность и деятельность школы

1.b.1. Руководство систематически оценивает работу школы

1.b.2. Администрация и учителя регулярно оценивают свою работу

1.с. Руководство поддерживает контакты с клиентами и группами лиц, связанных со школьной деятельностью

1.с.1. Руководство школы активно и эффективно сотрудничает с родителями

1.с.2. Руководство школы активно сотрудничает с организациями-партнерами

1.d. Руководство мотивирует персонал образовательного учреждения и оказывает ему поддержку

1.d.1. В школе есть сложившаяся система внутришкольной организации (BO)

1.d.2. Обязанности и полномочия субъектов ВО определены в соответствии с целесообразностью

1.d.3. Руководство создает условия, позволяющие реализовать и приумножить личные, профессиональные и творческие возможности членов коллектива, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе

1.d.4. Руководство школы находится в постоянном контакте с трудовым коллективом

ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ № 2:

ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ

Каким образом план работы школы и другие долгосрочные планы создаются и поддерживаются на современном и актуальном для школы уровне?

Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки

2.а. Политика и стратегии основываются на актуальных и перспективных потребностях и ожиданиях участников образовательного процесса и групп лиц, связанных со школой

2.а.1. Планирование деятельности школы происходит на основе идей и принципов государственной политики в области образования

2.а.2. Анализ, корректировка и планирование деятельности школы осуществляются с учетом мнения всех участников образовательного процесса, которое выявляется в ходе опросов и исследований

2.b. Развитие, оценка и поддержание на современном уровне политики и стратегий деятельности

2.b.1. Школа имеет долгосрочный план оценки своей работы, в соответствии с которым ежегодно подводятся итоги

2.b.2. Совершенствование деятельности и годовые планы работы основываются на данных, полученных в результате оценки работы школы

2.с. Осуществление политики и стратегии деятельности школы

2.с.1. Участники образовательного процесса регулярно оценивают возможности реализации, актуальность и результативность образовательной программы

2.с.2. В школе разработаны в письменном виде общие положения и правила, помогающие в достижении поставленных задач

ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ № З:

ПЕРСОНАЛ ШКОЛЫ.

Как в школе осуществляется руководство персоналом, его развитие и использование опыта и знаний?

Как управление персоналом способствует реализации стратегии деятельности и эффективности работы школы?

Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки

3.а. Планирование кадровых ресурсов

3.а.1. Планирование штатного расписания основано на актуальных потребностях школы и связано с идеями, принципами и стратегией деятельности школы

3.а.2. В процессе планирования изменений учитывается мнение всего персонала школы (в пределах его компетенции)

3.b. Признание и поддержка роста профессионализма персонала

3.b.1. Планируется обучение коллектива (в том числе персональное и групповое обучение)

3.b.2. Руководство регулярно контролирует качество работы сотрудников и их профессиональный рост

3.b.3. Деятельность и профессионализм работников оценивается по совместно выработанным критериям с помощью методов, одобренных всем коллективом

3.с. мотивация и стимулирование профессионального роста персонала

3.с.1. Знания, полученные работниками в процессе обучения вне школы, активно распространяются в коллективе

3.с.2. Руководство поощряет и стимулирует активность сотрудников, их участие в различных проектах как внутри школы, так и вне ее

3.d. Забота о благосостоянии и здоровье персонала, общественное признание его достижений и материальное стимулирование

3.d.1. Руководство создает комфортные и безопасные условия работы для персонала

3.d.2. Руководство поощряет добросовестную работу и достижения сотрудников

3.d.3. Руководство стимулирует активность и инициативу сотрудников, направленные на совершенствование работы школы

3.е. Организация информационных потоков в школе и управление ими

3.е.1. Руководство разрабатывает способы и методы организации информационных потоков

3.е.2. Коллектив регулярно оценивает эффективность распространения информации в школе

3.е.3. Руководство систематически информирует персонал о правилах, регламентирующих деятельность школы, плановых мероприятиях и любых изменениях

ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ № 4:

ПАРТНЕРСТВО И РЕСУРСЫ

Как планирование ресурсов и партнерство способствуют реализации программы развития школы?

Как партнерство помогает получить дополнительные ресурсы? Насколько целесообразно ресурсы используются?

Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки

4.а. Планирование работы с родителями и социальными партнерами школы

4.а.1. В школе планируется и осуществляется работа с родителями и лицами, их заменяющими

4.а.2. В школе планируется и осуществляется сотрудничество с социальными партнерами

4.а.3. В школе планируются мероприятия по привлечению дополнительных ресурсов (дополнительные платные услуги, гранты, конкурсы, спонсорство и т. д.)

4.b. Планомерность и эффективность использования ресурсов

4.b.1. Бюджетные средства используются планомерно, эффективно и целесообразно

4.b.2. Помещения школы и другие ресурсы используются по назначению

4.с. Бережное отношение к школьным ресурсам (здание, оборудование, оснащение

4.с.1. Налажена эффективная деятельность столовой, библиотеки, медкабинета и работа обслуживающего персонала

4.с.2. В школе экономно и эффективно расходуются ресурсы

4.с.3. Школа бережно относится к окружающей среде

4.с.4. В школе регулярно планируются необходимые ресурсы, в том числе электронно-вычислительная техника

4.с.5. Оборудование систематически модернизируется

4.d. Использование информационных технологий в работе персонала

4.d.1. Руководство стимулирует использование ИТ в работе персонала

4.d.2. Персонал осваивает и применяет ИТ в своей деятельности

4.е. Достоверность и доступность информации

4.е.1. Руководство проверяет достоверность и правовую обоснованность используемой информации

4.е.2. Персонал имеет доступ ко всей необходимой информации (программно-методической, финансово-хозяйственной и т. д)

4.е.3. Школа предоставляет достоверную информацию о своей деятельности

ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ № 5:

ПРОЦЕССЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как в школе организовано планирование и руководство процессами педагогической и организационной деятельности?

Процессы рассматриваются как цепочка следующих друг за другом этапов. Объектом оценки является то, что происходит, а не намерения. Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки

5.а. Систематически осуществляется планирование и руководство текущей работой

5.a.1. К процессу планирования привлечены как отдельные группы, так и весь педагогический коллектив

5.a.2. Процесс планирования работы школы оформлен наглядно (календарь на год и др.). О ходе процесса планирования и о графике выполнения информирован весь персонал

5.a.3. Повседневная работа школы хорошо организована и эффективна

5.a.4. Образовательный процесс строится на основе утвержденных учебных программ, с учетом инновационных требований и индивидуальных потребностей учащихся

5.b. Систематически осуществляется планирование и руководство долгосрочными процессами

5.b.1. Процесс развития педагогической деятельности рассчитан на длительный период и в нем участвует весь педагогический коллектив. Анализируются и обсуждаются результаты осуществленных педагогических проектов с целью их внедрения в ежедневную практику

5.b.2. Педагогический процесс опирается на ОП школы, а также на новейшие достижения в области образования 5.b.3. Соблюдается преемственность в образовательном процессе.

5.b.4. В школе формируется и поддерживается корпоративная культура

5.b.5. Образовательный процесс планируется и осуществляется с учетом психолого-валеологических требований в сотрудничестве с родителями и специалистами

5.b.6. Процессы, направленные на создание и поддержку комфортных условий для всех участников учебно-воспитательного процесса, планируются совместно с родителями и другими партнерами

5.с. Совершенствование деятельности на основе потребностей и ожиданий клиентов

5.c.1. Потребности и ожидания клиентов систематически изучаются и анализируются, в соответствии с ними совершенствуется учебный процесс

5.c.2. Самооценка деятельности школы осуществляется ежегодно в соответствии с планом

5.c.3. Школа ежегодно представляет общественности и всем заинтересованным лицам информационный доклад о своей работе При проведении самооценки баллы от 0 до 5 выставляются участниками процесса самооценки в соответствии с критериями, приведенными в таблице баллов

ТАБЛИЦА БАЛЛОВ (1–5)

Баллы. Обоснование. Самооценка деятельности 0. Нет никаких фактов/факты отсутствуют 1. Работа спланирована 2. Работа спланирована — Планы реализуются 3. Работа спланирована — Планы реализуются — Работа анализируется и оценивается 4. Работа спланирована — Планы реализуются — Работа анализируется и оценивается — Результаты сравниваются с результатами других школ — Проводится корректировка планов 5. Работа спланирована — Планы реализуются – Работа анализируется и оценивается – Результаты сравниваются с результатами других школ – Проводится корректировка планов – Улучшение и развитие деятельности на уровне школы в целом.

II. ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ, СВЯЗАННЫЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ № 6:

РЕЗУЛЬТАТЫ, СВЯЗАННФЕ С ОЦЕНКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ КЛИЕНТАМИ

Каких результатов достигает школа в области удовлетворения потребностей клиентов? Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки

6.а. мнения клиентов о деятельности школы систематически выявляются, фиксируются и анализируются

6.a.1. Мнения родителей/опекунов о деятельности школы систематически фиксируются

6.a.2. Мнения учащихся и выпускников о деятельности школы систематически фиксируются

6.a.3. Мнения работодателей и партнеров о деятельности школы систематически фиксируются

6.a.4. Школа анализирует мнения клиентов

6.a.5. В школе проводится сравнительный анализ мнений клиентов и мнений персонала школы

6.b. мнения клиентов используются для дальнейшего развития школы

6.b.1. Школа совершенствует свою деятельность, используя результаты анализа мнений клиентов

6.b.2. В школе есть позитивные изменения, связанные с удовлетворением потребностей клиентов

6.b.3. Мнения клиентов подтверждают улучшение работы школы

ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ № 7:

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ

Как происходит оценка результатов, достигнутых в работе с персоналом? Каким образом их можно подтвердить? Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки

7.а. Результаты опроса мнений персонала о деятельности школы систематически фиксируются и анализируются

7.a.1. Ведется систематический мониторинг мнения персонала о деятельности школы

7.b. В школе разработаны критерии, по которым оцениваются результаты работы с персоналом: – стабильность коллектива; – повышение квалификации и профессиональный рост; – микроклимат в коллективе.

7.с. Наличие действующей системы поощрения персонала

7.d. Результаты, полученные при опросе персонала, используются в целях совершенствования деятельности школы

7.d.2. Результаты оценки деятельности школы разными группами персонала сравниваются и анализируются

7.d.3. В школе есть позитивные изменения, связанные с учетом мнений персонала

ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ № 8:

РЕЗУЛЬТАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЫ

Каких социально значимых результатов достигла школа на местном, региональном, федеральном уровнях? Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки

8.а. Общественное мнение о деятельности школы систематически выявляется, фиксируется и анализируется

8.a.1. Школа активно участвует в социально-значимой деятельности

8.a.2. Школа является инициатором социально-значимых акций

8.a.3. Отзывы о социально значимой деятельности школы положительные

8.b. Школа использует полученные результаты для совершенствования своей деятельности

8.b.1. В школе есть позитивные изменения, связанные с признанием социальной значимости ее деятельности

8.b.2. Положительный опыт других ОУ изучается и используется персоналом школы

ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ № 9:

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Каковы показатели результативной работы школы, и каким образом их можно подтвердить? Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки

9.а. Школа использует для оценки своей деятельности показатели, соответствующие специфике решаемых ею образовательных задач в следующих областях: – учебные результаты и достижения учащихся в различных сферах деятельности; – психическое и физическое состояние учащихся; – уровень толерантности в школьном коллективе, готовность к сотрудничеству

9.a.1. В школе определены конкретные показатели положительной динамики ее развития

9.b. Основные показатели деятельности школы учитываются и результаты используются для повышения эффективности ее работы

9.b.1. ОП реализуется полностью, все уроки проводятся по учебному плану и расписанию

9.b.2. При оценке качества образования учитывается ресурсное обеспечение школы

9.b.3. В школе созданы условия для обучения детей с разными возможностями

ТАБЛИЦА БАЛЛОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ 6–9)

Баллы. Обоснование. Самооценка деятельности 0. Оценка результатов не производится 1. Основные результаты оценены. Результаты оказались отрицательными 2. Результаты показали стабильность или некоторое положительное развитие 3. Результаты показали значительное положительное развитие 4. Результаты превосходят поставленные задачи 5. Результаты превосходят поставленные задачи и результаты, полученные в подобных школах.

ОПЫТ ПИЛОТНЫХ ШКОЛ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМООЦЕНКИ

В процессе апробации методики проведения самооценки школ, предложенной финскими коллегами, школьные команды Санкт-Петербурга внесли предложения с учетом особенностей функционирования образовательных учреждений города.

Представим результаты, полученные школами. Информирование администрации и учителей каждого образовательного учреждения о ходе проекта его участниками осуществлялось на административных и педагогических советах, методических объединениях и «летучках» учителей, что, с одной стороны, позволило включить в процесс самооценки большую часть педагогических коллективов, а с другой – отслеживать ход эксперимента и оперативно решать возникающие проблемы.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Рабочие группы совместно с администрацией школ, участвующих в проекте, обсудили содержание и спланировали организацию работы в рамках проекта. Рабочие группы подготовили раздаточный материал с объектами, критериями и шкалой самооценки, провели рабочую встречу по процедуре и содержанию предстоящей работы, ответили на вопросы.

2 ЭТАП. ОБСУЖДЕНИЕ КРИТЕРИЕВ.

В разных образовательных учреждениях этап обсуждения и согласования критериев был организован по-разному, в зависимости от реальных возможностей педагогических коллективов.

Возможные варианты:

• Обсуждение критериев проводится сразу по всем областям оценки (1–9) в рамках педагогического совета, который проводится в каникулярное время, т. е. вариант «погружения» педколлектива в данный вид деятельности.

• Обсуждение критериев проводится отдельно по разным областям всем педагогическим коллективом в рамках рабочих встреч, которые проводятся с учителями после уроков в течение 1–2 месяцев.

• Обсуждение критериев проводится отдельно по разным областям на методических объединениях или кафедрах.

3 ЭТАП. ПРОВЕДЕНИЕ САМООЦЕНКИ.

По формам организации данный этап аналогичен предыдущему. Однако в данном случае необходимо заранее решить, каким образом будет проходить подведение итогов и обсуждение полученных результатов. По нашему мнению, если оценивание проводится сразу по всем областям, то подведение итогов и обсуждение должны быть организованы отдельно, если же оцениваются отдельные области, то итоги подводятся и обсуждаются сразу после проведения процедуры оценивания. В качестве примера можно привести методику проведения семинара по оценке каждой области, разработанную командой школы № 89 Калининского района Санкт-Петербурга:

методика проведения семинаров по оценке каждой области

• Коллектив разбивается на 3 группы.

• Руководителями групп являются участники проекта.

• В группах коллективно обсуждаются критерии оценки с целью уточнения: Что мы понимаем под этим критерием оценки? Главный результат обсуждения – получить единое понимание критериев всеми членами педагогического коллектива.

• Каждый индивидуально (на этом этапе все обсуждения прекращаются) выставляет оценку от 0 до 5 баллов по каждому критерию (3.а.1 , 3.а.2 и т. д.).

• После окончания выставления оценок все сообщают их руководителю группы, который вместе с выбранным секретарем суммирует их по каждому пункту.

• Группа обсуждает результаты и выделяет сильные и слабые стороны области оценки.

• Кофе-брейк, во время которого руководители групп и секретари суммируют результаты по 3 группам.

• Подведение итогов семинара. Результаты самооценки коллектива по области оценки.

• Выявление сильных и слабых сторон. Как показало обсуждение итогов проекта, результаты самооценки могут быть также представлены в различной форме, наиболее удобной для конкретных потребителей информации, например: материалы команды школы № 91 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Область оценки № 3. Персонал школы 3.a. – 1–2; 3.b. – 3–5; 3.c. – 6–7; 3.d. – 8–10; 3.e. – 11–13 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,3 ­ ‑1 ОБлАСтЬ ОЦЕНКИ № 3:

ПЕРСОНАЛ ШКОЛЫ

№ раздела. Число оценок 0. Число оценок 5. 3.а.1 нет 10. 3.а.2 2 нет. 3.b.1 нет 7 .3.b.2 нет 1. 3.b.3c.c.2 нет 8. 3.d.1. нет 1 3.d.2. нет 7 3.d.3. нет 6 3.e.1. 2 нет 3.ee.3. нет 3.

материалы команды школы № 000 Калининского района Санкт-Петербурга. Результаты самооценки. Область оценки № 5. Процессы деятельности 1. Систематически осуществляется планирование и руководство текущей работой.

1.А. К процессу планирования привлечены как отдельные группы, так и весь педагогический коллектив.

1.В. Процесс планирования работы школы оформлен наглядно (календарь на год и др.). О ходе процесса планирования и о графике выполнения информирован весь персонал.

1.С. Повседневная работа школы хорошо организована и эффективна. 1.D. Образовательный процесс строится на основе утвержденных учебных программ с учетом инновационных требований и индивидуальных потребностей учащихся.

2. Систематически осуществляется планирование и руководство долгосрочными процессами.

2.А. Процесс развития педагогической деятельности рассчитан на длительный период и в нём участвует весь педагогический коллектив. Анализируются и обсуждаются результаты осуществленных педагогических проектов с целью их внедрения в ежедневную практику.

2.В. Педагогический процесс опирается на ОП школы, а также на новейшие достижения в области образования.

2.С. Соблюдается преемственность в образовательном процессе.

2.D. В школе формируется и поддерживается корпоративная культура.

2.F. Образовательный процесс планируется и осуществляется с учетом психолого-валеологических требований в сотрудничестве с родителями и специалистами.

2.G. Процессы, направленные на создание и поддержке комфортных условий для всех участников учебно-воспитательного процесса, планируются совместно с родителями и другими партнерами.

3.Совершенствование деятельности на основе потребностей и ожиданий клиентов.

3.А. Потребности и ожидания клиентов систематически изучаются и анализируются, в соответствии с ними совершенствуется учебный процесс.

3.В. Самооценка деятельности школы осуществляется ежегодно в соответствии с планом.

3.С. Школа ежегодно представляет общественности и всем заинтересованным лицам информационный доклад о своей работе.

материалы школы № 000 Центрального района Санкт-Петербурга.

Область оценки № 4. Партнерство и ресурсы

4.а.1. В школе планируется и осуществляется работа с родителями и лицами, их заменяющими. 4

4.а.2. В школе планируется и осуществляется сотрудничество с социальными партнерами. 4,1

4.а.3. В школе планируются мероприятия по привлечению дополнительных ресурсов (дополнительные платные услуги, гранты, конкурсы, спонсорство и т. д.) 3,1

4.b.1. Бюджетные средства используются планомерно, эффективно и целесообразно. 3,6

4.b.2. Помещения школы и другие ресурсы используются по назначению. 4

4.c.1. Налажена эффективная деятельность столовой, библиотеки, медкабинета и работа обслуживающего персонала. 2,9

4.c.2. В школе экономно и эффективно расходуются ресурсы. 3,4

4.с.3. Школа бережно относится к окружающей среде. 3,3

4.с.4. В школе регулярно планируются необходимые ресурсы, в том числе электронно-вычислительная техника. 3,4

4.с.5. Оборудование систематически модернизируется. 2,7

4.d.1. Руководство стимулирует использование ИТ в работе персонала. 2,8

4.d.2. Персонал осваивает и применяет ИТ в своей деятельности. 3,1

4.е.1. Руководство проверяет достоверность и правовую обоснованность используемой информации. 4

4.е.2. Персонал имеет доступ ко всей необходимой информации (программно-методической, финансово-хозяйственной и т. д). 4,1

4.е.3. Школа предоставляет достоверную информацию о своей деятельности. 4,1

4 ЭТАП. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Результаты самооценки позволили образовательным учреждениям определить круг проблем, на решение которых должна быть направлена деятельность школы или ее структурных подразделений, поэтому они были использованы как для разработки годового плана ОУ на следующий учебный год, так и для корректировки программ развития, кроме того, в некоторых школах были созданы рабочие группы по решению конкретных задач, выявленных в процессе самооценки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА

Обобщение опыта работы пилотных школ по данному проекту, позволяет дать следующие рекомендации тем, кто собирается в дальнейшем использовать данную методику самооценки деятельности своего образовательного учреждения:

1. Работа по самооценке эффективна, если в ней будет задействован весь персонал школы. В процессе самооценки в обязательном порядке должны быть учтены мнения всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители, партнеры).

2. Результаты самооценки могут быть использованы для повышения качества образования и управления качеством образования в образовательном учреждении.

3. На основании полученных результатов могут быть определены области, требующие улучшения, внесены коррективы в краткосрочное и долговременное планирование работы школы, разработана Программа развития образовательного учреждения.

Поскольку работа по описанной выше методике для российских школ является новой, то, по нашему мнению, необходимо привести рекомендации по организации процесса самооценки, разработанные представителями пилотных школ и экспертами:

• Перед началом работы по проведению самооценки в коллективе необходимо провести подготовительную работу. Такая работа включает в себя:

Формирование рабочей группы и подготовку раздаточно го материала. Разъяснение критериев самооценки. Согласование позиций членов педколлектива.

Определение последовательности работы над областями оценки.

• Оптимальное количество участников в группе – 10 человек. Такое количество позволяет упростить процедуру обработки результатов, решает вопрос открытости и доступности результатов, т. к. появляется возможность обсуждения «по горячим следам».

• При формировании групп целесообразно, по мнению участников проекта, группировать отдельно администрацию и руководителей структурных подразделений, учителей, молодых специалистов и новых членов коллектива. Это даст возможность сравнить мнения и выявить проблемы в работе школе более точно, а значит, спланировать дальнейшую работу более целенаправленно.

• При проведении первого цикла самооценки оценивание работы по всем девяти областям оценки одновременно вызвало затруднение. Поэтому коллективы пилотных школ предлагают начинать работу с одной-двух областей оценки, являющихся наиболее проблемными для образовательного учреждения в данный период и по мере освоения методики накапливать полученную информацию, чтобы в дальнейшем выйти на полный цикл самооценки.

• Лучше использовать шкалу оценки от 1 до 6 баллов (или любую другую), чтобы избежать автоматического переноса школьной системы оценивания.

• По итогам самооценки необходимо выделить несколько приоритетных направлений деятельности, не ставя перед собой задачи за один год исправить все.

• Быть готовыми к тому, что ожидания администрации школы могут не совпасть с полученными результатами.

 

http://pandia.ru/text/78/454/43517.php