Образовательная программа
муниципального образовательного
учреждения
средняя
общеобразовательная школа
п. Алексеевка Хвалынского района
Саратовской области
на 2010-2015 учебные года
Содержание
и структура образовательной программы
МОУ СОШ п.Алексеевка Хвалынского района Саратовской
области
№ |
Название раздела |
Стр. |
1.
|
РАЗДЕЛ 1.
Информационно-аналитические
данные об общеобразовательном учреждении. |
2-5 |
2.
|
РАЗДЕЛ 2. Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа. |
6-8 |
3.
|
РАЗДЕЛ 3. Цели и задачи образовательного процесса. |
9-10 |
4.
|
РАЗДЕЛ 4. Образовательный план и его обоснование. |
10-11 |
5.
|
РАЗДЕЛ 5. Организация образовательного процесса. |
12-13 |
6.
|
РАЗДЕЛ 6. Программно-методическое обеспечение образовательной программы. |
14-44 |
7.
|
РАЗДЕЛ 7.
Мониторинг полноты
и качества реализации образовательной программы
(критерии, показатели (измерители) реализации
программы). |
44-50 |
8. |
РАЗДЕЛ 8. Управление реализацией образовательной программы.
|
50-51 |
РАЗДЕЛ 1.
Информационно-аналитические
данные об общеобразовательном учреждении.
Школа основана в 1873 году. За 137 года работы педагоги школы
выпустили несколько тысяч учащихся. Гордостью школы являются выдающиеся
личности: Казанцев Владимир Дмитриевич – многократный победитель в стране и за
рубежом в беге с барьерами на 1000 и на 1500 метров, серебряный призер
Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки; в 1938 году окончил школу Сапунов Борис
Михайлович, доктор философских наук, преподаватель московского Института теле- и
радиовещания, Бороздин Олег Петрович, доктор физико-математических наук,
профессор, автор многих научных трудов, преподаватель Братского университета.
1954 год для Алексеевской школы стал знаменательным: ее
окончил будущий академик РАН Пашин Валентин Михайлович. В настоящее время он
возглавляет ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова в г. Санкт-Петербург. Валентин
Михайлович – Герой Росси. С 1998года наша школа носит имя этого прославленного
земляка. Это лишь малый перечень тех людей, кем гордится школа.
Первый выпуск средней (полной) школы был в 1938 году. С тех
пор из этих стен вышли 1 академик, 5 докторов наук и 12 кандидатов. За последние
10 лет 1 золотая медаль и 9 человек получили серебряные медали, 6 человек
закончили аспирантуру и многие получили по два и три высших образования.
С 2007 года наша школа является базовой в Хвалынском районе,
в результате чего она пополнила свою материально-техническую базу, получив
оснащение кабинетов: начальных классов, физики, истории и биологии.
С 2007 года школа работает в сетевом взаимодействии с 14-ю
районами Саратовской области, под руководством УМЦ г. Балаково.
В 2008 году с июня по ноябрь месяц была реконструкция школы, в результате которой изменился не только внутренний, но и внешний вид её: перепланировка классов, появились отвечающие современным требованиям спортивный зал, компьютерный класс, пищеблок, кабинеты технологии, увеличилась пришкольная территория (1,5 га), на которой построены гараж с овощехранилищем, блочная котельная, трансформаторная подстанция. С 2009 года ведётся строительство спального корпуса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 60 мест. На территории школы расположен пришкольный участок площадью 0,8 гектара, где растут плодово-ягодные деревья и овощные культуры.
В 2005 году в школе открыт
краеведческий музей, он содержит большой материал по истории поселка и о
знаменитых людях родного края. Материал музея был использован Худяковым Д.С. для
проведения 2-х телевизионных областных программ «Не за тридевять земель» в 2006
году. В 2010 году музей обрёл новое рождение, в нём оформлены на ряду со старыми
экспозициями, материалы о школьном театре, который создан в 1973 году, о
выпускниках-учёных и о заслуженных
специалистах, о воинах-афганцах.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка - является базовой для школ сел Апалиха, Селитьба.
В
образовательном учреждении обучается 157
учеников.
В
настоящее время в школе работают 20 учителей, 1 воспитатель ГПД, в
детском саду – руководитель подразделения и 6 воспитателей. Среди педагогов
школы 8 «Отличников просвещения», 9 педагогов с высшей категорией, 9 – первой
категории, 1 – второй категории, 1 учитель заочно обучаются в СГУ. Общая
численность работающих – 57 человек.
Среди семей обучающихся 55 полных семей, 29 – неполных, многодетных – 9 семей, в них 26 детей, 15 семей, взявших детей под свою опеку, в них 21 ребёнок, малообеспеченных - 84 ученика. Преобладающее число детей по национальности русские.
Осуществляется подвоз детей из села Старая Яблонка.
В школе функционирует структурное подразделение «Детский сад», где находится 52 ребёнка: ясельная группа-16, две дошкольные группа 21 и 15.
С января 2009 года школа целенаправлено работает по преемственности между структурным подразделением «Детский сад» и начальной школой.
По
группам здоровья учащиеся распределены следующим образом:
I группа –67%,
II группа – 32%,
III
группа – 1%. Заболеваемость в днях на 1 ребенка составляет 1,2 д., количество
часто болеющих детей составляет
3,4%. У учащихся преобладают такие заболевания, как
плоскостопие, ДУ щитовидной
железы, нарушение осанки, хронический танзиллит, вегето-сосудистая дистония.
Статус школы в удаленном от районного центра месте обязывает школу предоставлять образовательные услуги, удовлетворяющие индивидуальным познавательным потребностям, склонностям, интересам учащихся, что и определило общую стратегическую цель школы – обеспечить непрерывное развитие личности школьника посредством самовыражения и самоопределения. Поэтому школа стремится скоординировать деятельность всех образовательных учреждений поселка.
В соответствии с Концепцией
модернизации российского образования до 2010 года коллектив школы участвовал в
федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего
образования. С 2006 года школа принимает участие
в муниципальном эксперименте по введению предпрофильной и
профильной подготовки учащихся.
Основные направления инновационной
деятельности
· Региональный эксперимент по внедрению комплексной программы «Формирование экологической компетентности в процессе обучения решению экологических проблем» в рамках областной целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009 – 2013гг.»_Договор от 22.07.2010г.
· Федеральная экспериментальная площадка по теме: «Отработка методики преподавания и анализ результатов по учебникам Ведюшкина В. А., Бурина С. Н. Всеобщая история. История Нового времени.8 кл. и Киселёва А. Ф., Попова В. П. «История России 19 века. 8 класс».Договор № 16 1276/10 от 19 июля 2010г.
· Федеральный эксперимент об апробации УКМ в образовательных учреждениях. «Отработка методики преподавания и анализ по учебнику Богданова К. Ю. ,физика 10класс».
Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения.
Режим работы
учреждения: учебные
занятия с 8.30 – 15.00. 1 класс
обучается по 5-ти дневной учебной неделе,
при продолжительности урока – 35 минут, 2-11 классы обучаются при 6-ти
дневной учебной неделе при продолжительности урока 45 минут,
сменность занятий
- одна смена.
Школа участвует в эксперименте по обучению не по триместрам:
1 тр 1.09.05- 8.10.05 отдых с 10.10.05по16.10.05
17.10.05- 20.11.05 21.11.05 по27.11.05
2 тр. 28.11.05- 31.12.05 1.01.06- 8.01.06
09.01.06- 18.02.06 20.02.06- 26.02.06
3тр. 27.02.06- 8.04.06 10.04.06 -15.04.06
17.04.06-30.05.06
Коллектив учителей, учащихся и их родителей отметили положительную динамику в предупреждении утомляемости учащихся и сохранении здоровья всех участников образовательного процесса и пришли к решению продолжить эксперимент.
Школа реализует программы здоровьесбережения и профилактики: региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» (авт. М.А. Павлова, М.Ю. Михайлина, Ю.Б. Барыльник и др.), 2008 год и Программа «Здоровье».
За последние 3 года несчастных случаев не зафиксировано. При необходимости первая медицинская помощь оказывается в школьном медицинском кабинете, который оснащен на 100 % необходимым оборудованием.
Оценка состояния
здоровья детей (в сравнении за 3 года):
Состояние здоровья |
2008-2009
год |
2009-2010
год |
2010-2011
год |
Общая заболеваемость на 1 человека |
51ур. |
48 ур. |
53ур. |
Острая заболеваемость |
75 |
84 |
78 |
Заболеваемость детей в днях на 1 ребенка |
8,5 |
8 |
6,6 |
Процент часто болеющих детей |
8,8% |
7,7% |
9,3% |
Индекс здоровья |
|
|
|
Процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения |
38 |
30 |
49 |
Процент детей с хроническими заболеваниями |
27 |
25 |
32 |
Процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к учреждению |
- |
- |
- |
Распределение детей по группам здоровья |
Основная-110 чел Под.-38 чел. |
Основная- 126чел. Подгот.- 30 чел. |
Основная- 112 Под.-45чел. |
Количество спецмедгрупп для занятий физической культурой/количество занимающихся в них |
- |
- |
- |
Продолжительность учебного года и урока в МОУ СОШ п.Алексеевка определены действующими нормативными документами (федеральным и региональным базисными учебными планами, действующим СанПиНом 2.4.2.11.78-02):
- школа I ступени - обучается по шестидневной рабочей недели при продолжительности урока – 45 минут; 1-е классы – 33 учебные недели, при продолжительности урока – 35 минут, 2-4 классы – 34 учебные недели.
- школа II-III ступени обучается по шестидневной рабочей недели с продолжительностью урока 45 минут; 35 учебных недель, 10-11 классы – 36 учебные недели (с учетом экзаменационного периода).
Недельная нагрузка (учебная деятельность) обучающихся школы соответствует нормам, определёнными СанПиНом 2.4.2.1178-02 и составляет по классам:
· 1-е классы – 20 часов;
· 2–4-е классы – 26часов;
· 5-е классы – 32 час;
· 6-е классы – 32 часа;
· 7-е классы – 35 часа;
· 8-е классы – 36 часов;
· 9-е классы – 36 часов;
· 10–е классы – 37 часов;
· 11-е классы – 37 часов.
Школа функционирует в одном здании
всего 19 учебных кабинетов, в каждом из которых установлены персональные
компьютеры для систематического использования ИКТ в учебно-воспитательном
процессе, спортивный зал,
мастерская по обработки древесины и
металлообработки, медицинский кабинет, столовая на 80 посадочных мест, отдельный
варочный цех. Имеется читальный зал и библиотека, которая
обладает общим фондом 12339 экземпляров,
в том числе: учебная литература - 2138 экз., справочная 816 экз.
Школа имеет компьютерный класс площадью, оснащенный
15 персональными компьютерами типа IBM на базе процессоров Pentium
4. Школа подключена к сети Интернет и сетевому
окружению.
Школа имеет автобус «Газель» на 14 мест, осуществляется подвоз учащихся с села Старая Яблоновка, всего 8 учеников.
В школе созданы все условия для обучения учащихся. Школа реализует программу начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Сведения о реализуемых образовательных программах
№ |
Уровень реализуемых образовательных программ |
Направленность |
Сроки освоения/классы |
Кол-во классов/групп |
Кол-во обучающихся |
1 |
«Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой |
общеобразовательная |
5 лет |
3 |
52 |
2 |
Начального общего образования |
общеобразовательная |
4 года |
4 |
63 |
3 |
Основного общего образования |
общеобразовательная |
5 лет |
5 |
69 |
3 |
Среднее (полное) общее образование |
общеобразовательная |
2года |
2 |
27 |
Школа постоянно сотрудничает с музыкальной школой, Домом детского творчества, ДЮСШ г.Хвалынска, ГУДО ДЮСШ «Урожай» г.Саратова, Саратовским Государственным Университетом им. Н.Г.Чернышевского, Саратовским Аграрным институтом, со школами района.
Выделим
основные противоречия и
проблемы:
1.
Нормативно-правовые основания образовательной политики региона способствовали
тому, что образовательным учреждением разработаны необходимые нормативные
документы, локальные акты, обеспечивающие
жизнедеятельность, но
предстоящее освоение новых Федеральных образовательных стандартов требует
дальнейшего развития нормативно-правовой базы образовательного
учреждения.
2.
Проводимый анализ по выявлению уровня подготовки выпускника
позволяют сформулировать
противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников
и реальными результатами образовательного процесса.
РАЗДЕЛ 2.
Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа.
Краткая характеристика социального окружения школы.
Социальный состав: 57% учащихся- это дети из малоимущих семей, 13% - дети из многодетных семей, каждый пятый ребенок проживает в неполной семье.
Культурно – образовательный уровень семей:
Имеют высшее образование – 28%
Среднее специальное образование –56%
В структуре контингента воспитанников и учащихся школы первое место занимают дети, представляющие семьи рабочих и безработных-42 чел., затем мелких предпринимателей- 10 семей, служащих и небольшой процент интеллигенции. В целом следует отметить, что семьи, взрослые члены которых представляют интеллигенцию, всегда были ориентированы на предоставление своим детям высококачественного образования. Сельская школа испытывает большие трудности, т.к. процент детей интеллигенции очень мал. Дети из семей предпринимателей ориентированы в первую очередь на комфортность среды пребывания только затем на получение качественных знаний.
Социальный заказ родителей школьников
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что
55% родителей хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в вуз,
25 % желают, чтобы их ребенок обучался в профильном классе;
53% изъявляют желание продолжить обучение на 3 ступени в нашей школе
7% вообще не проявляют интереса к школьной жизни детей.
На основании данных социологических исследований большинство родителей наших учащихся считают главным научить своих детей приспосабливаться к современным условиям жизни. Быть мобильными, активными, востребованными.
В старшей школе комплексным ориентиром для большинства родителей является подготовка детей к поступлению в вузы или учреждения среднего профессионального образования.
Вместе с тем имеется часть родителей, которая не ориентирует своих детей на продолжение образования в вузах. Они ожидают, что школа окажет их детям содействие в различных формах социализации.
Сведения о контингенте обучающихся
2010-2011 учебный год |
1 ступень |
2 ступень |
3 ступень |
Всего по ОУ |
Общее количество обучающихся |
66 |
68 |
23 |
157 |
Общее количество классов/средняя наполняемость классов, в том числе: - общеобразовательных |
4/17 |
5/14 |
2/12 |
11/14 |
- с углубленным изучением отдельных предметов |
- |
- |
- |
- |
- профильных |
- |
- |
1/15 |
1/15 |
- компенсирующего обучения |
- |
- |
- |
- |
Количество классов во 2-ую смену |
- |
- |
- |
- |
Количество групп продленного дня/средняя наполняемость групп ГПД |
1/25 |
|
1/25 |
Личностная модель
выпускника первой ступени обучения
Нравственный
потенциал.
· Восприятие и понимание уч-ся таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель»,
«родина», «природа», «товарищ».
· Внутренняя потребность выполнять правила для уч-ся, умение и стремление
различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и
поведение одноклассников.
· Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.
Познавательный потенциал.
· Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо,
счет).
· Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического
мышления.
· Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес
к познанию.
Коммуникативный потенциал.
· Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать,
сопереживать, сочувствовать.
· Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному
миру.
Эстетический потенциал.
· Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и
природной среде.
· Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям
искусства.
Физический
потенциал.
Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
Осознанное
стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
·Желание потребовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Личностная модель
выпускника второй ступени обучения
Нравственный потенциал
· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность»,
«труд», «коллектив», «доверие», «выбор».
· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в
жизнедеятельности класса и школы.
· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное
творческое дело.
Познавательный потенциал.
· формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых
учебных интересов и склонностей.
· умение управлять подсознательными процессами личности.
· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке
Коммуникативный потенциал.
· усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и
отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения
· способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми,
отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.
Эстетический потенциал.
· способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.
· знание выдающихся деятелей и произведений лит-ры и искусства
· апробация своих возможностей в музыке, лит-ре, изобразительном искусстве,
прикладном творчестве.
Физический потенциал.
· дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости,
силы и выносливости.
· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями
Личностная модель
выпускника третьей ступени обучения
РАЗДЕЛ 3.
Цели и задачи образовательного процесса.
Цели и задачи Программы развития:
«Школа для всех, школа для каждого»
МОУ СОШ п.Алексеевка Хвалынского района:
Целью образования
в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование
духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности,
обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы, способной применять
свои знания на практике и личности, ориентированной на высокие нравственные
ценности, патриотизма, гражданственности и способной в последующем принять
участие в духовном развитии общества.
Эта цель реализуется на
основе введения в УВП инновационных методик обучения, воспитания.
Исходя из вышеизложенной
цели, формируются следующие группы задач.
1.
Формирование физически здоровой личности.
·
реализация государственной политики и требований законодательства в
сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений,
направленных на защиту здоровья обучающихся и
работников во время
учебной деятельности;
·
обучение
приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной
безопасности, экологической и общей культуры;
·
применение в
учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий (технология
проектного обучения);
·
создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков
здорового образа жизни;
·
организация рационального питания обучающихся;
·
проведение ежегодной диспансеризации
обучающихся
врачами районной поликлиники.
2.
Развитие творческих способностей обучащихся.
·
организация учебной развивающей среды через применение театральной технологии;
·
введение в практику работы коммуникативно-деятельностного подхода;
·
переориентация работы школы на раскрытие творческого потенциала каждого ученика;
·
модификация вариативной части базисного учебного плана, исходя из запросов
обучающихся;
·
изменение методики проведения урока, внедрение ИКТ-технологий;
·
создание творческой атмосферы путем введения курсов по выбору, кружков,
факультативов, использования ресурсов сети Интернет;
·
привлечение учащихся к творческим конкурсам;
3.
Совершенствование творчески работающего коллектива учителей-единомышленников.
·
продолжать работу экспериментальных площадок регионального уровня;
·
организация курсов повышения квалификации, проведение работы по обмену и
внедрению передового педагогического опыта;
·
организация публикаций творческих работ учителей;
·
участие педагогов в творческих и профессиональных конкурсах;
·
создание условий для экспериментальной деятельности педагогов школы;
·
обеспечение оптимальной нагрузки учителей.
4.
Оптимизация воспитательной работы.
·
формирование воспитательной системы школы с целью развития творческого
потенциала ученического коллектива;
·
организация работы органов ученического самоуправления;
·
создание и закрепление традиций школы.
5.
Совершенствование системы управления образовательным учреждением.
·
организация управления образовательным учреждением на принципах «корпоративного
братства»;
·
развитие социального партнерства и межведомственного взаимодействия;
·
оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации;
·
совершенствование системы финансирования;
·
создание банка информации, на основе которого можно точно анализировать и
корректировать образовательную ситуацию.
Основным
результатом деятельности
образовательного
учреждения станет
формирование ключевых компетентностей у учащихся в
интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникативной и др.
сферах.
РАЗДЕЛ 4.
Образовательный план и его обоснование.
Образовательный план МОУ СОШ п. Алексеевка
является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени и
внеучебной деятельности, отводимого на изучение различных учебных предметов по
инвариантной и вариативной части, максимальный объем обязательной нагрузки
учащихся, нормативы финансирования.
Образовательный план МОУ
СОШ п. Алексеевка на 2010-2011 учебный год разработан в преемственности с планом
2009-2010 года, с учетом федеральных базисных учебных планов для
общеобразовательных учебных учреждений Российской Федерации, введенных приказом
Министерства образования РФ от 09.02.98г. №322 и от 09.03.04г. №1312 и в
соответствии с действующими санитарными правилами СанПиНом 2.4.2.1178-02.
Содержание и структура
образовательного плана определяются требованиями регионального базисного
учебного плана 2004 года для образовательных учреждений, реализующих программы
общего образования (Приказ министерства образования и науки Саратовской области
№1089 от 06.12.04г.), государственных образовательных стандартов, целями
образовательного учреждения (согласно Уставу МОУ СОШ п. Алексеевка), а также
задачами деятельности МОУ СОШ п. Алексеевка на 2010-2011 учебный год,
сформулированными в годовом плане работы ОУ.
Структура образовательного плана школы соответствует традиционному делению школы
на три ступени:
I ступень – 1- 4
классы;
II –5-9 классы;
III – 10-11
классы, поскольку образовательное учреждение реализует программы начального,
основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательный
план школы является гибким, так как задача школы
как образовательного учреждения – создать условия на сохранение
здоровья обучающихся, обеспечение доступности, эффективности и качества общего
образования, создание благоприятных условий для раскрытия природных способностей
ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности и
гражданской позиции учащихся.
Реализация содержания
образовательного плана осуществляется через три основных вида учебной
деятельности:
-
обязательные занятия,
составляющие базовое ядро общего среднего образования;
-
обязательные занятия
по выбору учащихся;
-
факультативные и кружковые занятия.
Образовательный план включает четыре части:
федеральный, региональный компоненты и
компонент образовательного учреждения, и внеучебная деятельность.
Наполняемость федеральный части определена базисным учебным планом, учитывая
предметы профильного образования;
дисциплины компонента образовательного учреждения используются для организации
проектной деятельности, на введение новых развивающих
предметов, факультативов, предпрофильной подготовки (элективные курсы),
элективные учебные предметы; внеучебная
деятельность включает в себя дополнительные занятия по интересам
учеников, кружковую работу, секции и отражают специфику ОУ.
Федеральный компонент
обеспечивает
единство школьного образования в Российской Федерации и включает учебные курсы
общекультурного и общегосударственного значения, предусмотренного базисным
учебным планом 2004 года.
Региональный компонент
обеспечивает
формирование потребности населения Саратовской области в здоровом образе жизни и
включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено своеобразие
экологической обстановки области.
Образовательным планом ОУ предусмотрено изучение предметов в рамках
регионального компонента.
Внеучебная деятельность.
Важной составной частью учебно-воспитательного процесса школы является
внеучебная деятельность,
одна из форм организации свободного времени учащихся и видов деятельности
школьников, направленных на социализацию обучаемых, развитие творческих
способностей школьников во внеучебное время.
Внеучебная деятельность
ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного или
нескольких классов, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую
направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми,
экскурсии, посещение музеев с последующим обсуждением, социально значимая
деятельность, трудовые акции). Предоставляет хорошую возможность для организации
межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с
целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеаудиторную занятость
учителя-предметники используют для дополнительных занятий с одарёнными детьми и
с отстающими во внеурочное время.
В школе организована кружковая работа, которая проводится
во внеурочное время по разным направлениям: спортивные секции,
художественно-эстетическое, проектное, военно-патриотическое, трудовое.
РАЗДЕЛ 5.
Организация образовательного процесса.
Организация педагогического процесса и режим функционирования школы определяются требованиями и норами Санитарно- эпидемиологических правил и норм СанПин 2.4.2 1178-02.
Нормативные условия |
Первая ступень |
Вторая ступень |
Третья ступень |
1.Учебная неделя |
1 класс - 5 дней, 2-4 классы - 6 дней |
6 дней |
6 дней |
2. Начало уроков |
8 часов 30 минут |
||
3. Продолжительность урока |
1кл по 35 минут, Во 2-4 кл. – по 45 минут |
45 минут |
45 минут |
4. продолжительность перемен |
10 – 15 минут |
||
5. Наполняемость классов |
15 человек |
||
6. Продолжительность учебного года |
Два полугодия , 34 учебных недели для 2-11кл, 3 триместра, 33 недели – для 1кл. , в 1 кл дополнительные каникулы в феврале |
||
Организационные условия |
|||
Формы организации учебного процесса |
Классно-урочная система |
||
Введение дополнительных единиц |
Педагогов- психологов, педагогов- организаторов дополнительного образования |
||
Организация аттестации учащихся |
Со 2 по 4 кл по триместрам и итоговая в конце учебного года в соответствии с положением о промежуточной аттестации. |
В 5 – 9 кл. по триместрам и итоговая в конце учебного года в соответствии с положением о промежуточной аттестации. В 9 классе государственная итоговая аттестация выпускников школы в соответствии с Положением, утвержденным МО РФ |
В 10-11 по полугодиям и итоговая в конце учебного года В 11 классе государственная итоговая аттестация выпускников школы в соответствии с Положением, утвержденным МО РФ |
Основные технологии обучения |
Классно- урочная технология Групповая технология Игровая технология Информационная технология Проблемного обучения Педагогика сотрудничества Личностно- ориентированная Блочно-модульная, Проектная, Театральная, Лекционно-зачетная, система инновационной оценки «портфолио», элементы развивающего обучения |
Качественный состав педагогического коллектива
Категория |
2007-2008 уч. год |
2008-2009 уч. год |
2009-2010 уч. год |
Высшая |
35% |
35 % |
38% |
Первая |
45% |
45 % |
38 % |
Вторая |
20% |
10 % |
14 % |
Прочие |
- |
10 % |
10 % |
Формы и методы образовательной деятельности.
1) урочная
Достижение обязательного минимума:
·
повышение уровня обученности (по иностранным языкам, русскому языку, математике,
химии);
·
общего уровня образования (по общеобразовательным предметам и предметам
развивающего цикла).
Все виды учебных занятий:
-урок;
-лекция;
-общественный смотр знаний;
-учебная экскурсия;
-диспуты; и т. д.
2) внеурочная
- расширение знаний по разным предметами курсам;
- повышение уровня интеллектуальной деятельности.
Олимпиады.
Научно-практичес-кие конференции.
Предметы по выбору. Элективные курсы.
Проектная деятельность
Индивидуальные консультации.
Уроки-экскурсии.
Лекции с привлечением специалистов по различным проблемам.
3)
внутришкольная
Направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширения
кругозора.
Спектакли,
концерты, праздники,
вечера,
тематический выпуск стенгазет,
викторины, конкурсы и т.п
4)
внешкольная
Участие в межшкольных программах.
Посещение выставок, и т.п.
РАЗДЕЛ 6.
Программно-методическое обеспечение образовательной программы.
РАЗДЕЛ 7.
Мониторинг
полноты и качества реализации образовательной программы (критерии, показатели
(измерители) реализации программы).
Основные мероприятия по реализации Программы
Достижение современного качества образования
Задача |
Пути достижения |
Ожидаемый результат |
1.Изменения в содержании образования |
1.1Модернизация программ предпрофильного и профильного образования |
Введение предпрофильного и профильного образования, повышение квалификации и мастерства педагогических работников |
2.Влияние способа организации образовательного процесса на повышение качества образования |
2.1Совершенствование лекционно-зачетной системы в старшей ступени обучения 2.2Организация обучения в предпрофильных и профильных группах и классах |
|
3.Введение новшеств в технологии обучения, воспитания и развития |
3.1Ознакомление педагогов и введение в учебный процесс современных образовательных технологий: - модульной технологии |
|
4.Совершенствование организации образовательного процесса |
4.1Кадровые: - регулярное повышение квалификации педагогов 4.2Научно-методические: - создание базы данных о передовом педагогическом опыте |
Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса
Задача |
Пути достижения |
Ожидаемый результат |
1.Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся |
1.1Обследование детей, поступающих в школу 1.2Мониторинг состояния здоровья учащихся с 1 по 11 классы 1.3Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся 1.4Диагностика интеллектуальной. Эмоционально-волевой сферы учащихся 1.5Введение программы «Здоровье» 1.6Проведение мероприятий по профилактике здорового образа жизни 1.7Расширение сети спортивных секций 1.8Внедрение в образовательный процесс физкультурных пауз, подвижных перемен 1.9Регулярное проведение дней здоровья, спортивных праздников |
Снижение заболеваемости среди учащихся и
педагогов
Создание благоприятной образовательной среды,
способствующей сохранению здоровья, воспитанию и
развитию личности. Снижение гиподинамии у детей в течение учебных занятий |
Совершенствование воспитательной системы
Задача |
Пути достижения |
Ожидаемый результат |
1.Формирование духовно богатой, нравственной личности |
1.1Разработать нормативно- правовую базу 1.2Разработать и внедрить программу диагностики учащихся, с целью сбора информации об их ценностных ориентирах и нравственных устоях 1.3Формировать духовно-нравственные качества средствами предметов, проведением праздников, посещением театров, музеев, картинной галереи 1.4Сформировать ответственность за сохранение государственного языка 1.5 Продолжить работу по воспитанию духовной культуры детей |
Воспитание гармонично развитой, нравственно чистой и духовно богатой личности гражданина России. Популяризация русского языка. |
2.Воспитание патриота и гражданина |
2.1. Формировать гражданско-патриотическую позицию средствами предметов 2.2. Провести научно-практическую конференцию педагогов «Воспитание гражданина» 2.3. Формировать
гражданско-патриотическую позицию учащихся через
систему традиционных дел: |
|
3.Развитие ученического самоуправления |
3.1Разработать
нормативно-правовую документацию: 3.2Совершенствование
коллективно-организаторской деятельности
ученического актива через традиционные дела: 3.3Разработать положение и провести конкурс «Лучший учащийся года» |
Развитие навыков организационной культуры |
4.Повышение профессионально |
4.1Совершенствование работы МО классных руководителей 4.2Изучить степень развития
сотрудничества классного руководителя с классом: |
Улучшение уровня воспитанности учащихся |
Повышение роли семьи
в воспитательно-образовательном процессе
Задача |
Пути достижения |
Ожидаемый результат |
1.Изучение семьи |
1.1Корректировать базу данных о семьях учащихся |
Скоординированность действий родителей и школы по воспитанию личности ребенка. |
2.Информирование родителей |
2.1Совершенствовать
информационное поле школы с ориентиром на
родителей учащихся: -размещение информации для родителей на школьном сайте. |
|
3.Просвещение и консультирование родителей |
3.1Разработать программу родительского просвещения 3.2Создать консультационный центр для родителей на базе педагога-психолога. |
|
4.Совместная деятельность педагогов и родителей |
4.1Регулярно проводить и совершенствовать день открытых дверей, спортивных праздников и внеклассных праздников. |
Развитие внешних связей
Задача |
Пути достижения |
Ожидаемый результат |
1.Формирование единого образовательного пространства |
1.1Продолжение
и заключение договорных отношений о
сотрудничестве: - Клубом «Ястреб», - Центром занятости населения, - Военкоматом, - краеведческим музеем, - картинной галереей, - Балаковская атомная станция 1.2Разработать программы и создать консультационный центр по подготовке к Единому Государственному Экзамену |
Создание единого образовательного пространства. |
Совершенствование системы управления школой
Задача |
Пути достижения |
Ожидаемый результат |
1.Нормативно-правовое обеспечение системы управления |
1.1Привести в
соответствие с ТК РФ,
нормативно-правовыми документами
следующие локальные акты: - об Управляющем совете. |
Привести в соответствие с законодательством РФ нормативно-правовую базу ОУ. Административная и финансово-хозяйственная самостоятельность деятельности школы |
2.Создание оптимальной организационной структуры школы |
2.1 Совершенствование механизма управления качеством образования |
|
3.Материальное и моральное поощрение учителей |
3.1.Разработать положение о материальном поощрении стимулирующих надбавках учителям. |
Повышение эффективности работы учителя |
Совершенствование материально-технической базы школы
Задача |
Пути достижения |
Ожидаемый результат |
1. Укрепить материально-техническую базу школы |
1.1.Заключение договоров с подрядчиками строительных и торговых организаций. |
Укрепление материально-технической базы школы |
2.Совершенствовать кабинетную систему |
2.1. Приобретение оборудования для кабинетов географии, химии, начальных классов. |
Совершенствование кабинетной системы |
Предлагаемые критерии для оценки степени реализации Программы на конец учебного года:
· качественная успеваемость;
· общая успеваемость;
· охват учащихся кружковой, клубной, секционной работой по выбору;
· отсутствие правонарушений;
· снижение заболеваемости;
· наличие оборудованных в соответствии с современными требованиями компьютерного класса и учебных кабинетов.
Важнейшие
целевые ориентиры и показатели Программы
Показатели оценки эффективности Программы |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы |
Изменение значений показателя по годам |
Целевое
значение на момент окончания действия Программы 2015г. |
|
|||||||
2011г. |
2012г. |
2013г |
2014г. |
|
|||||||
1.Качество обучения |
|
|
|||||||||
Удельный вес учащихся, окончивших учебный год на «хорошо» и «отлично» |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
|
||||
43,7 |
46 |
48 |
50 |
52 |
54 |
|
|||||
Удельный вес выпускников 9-ых классов, имеющих отметки только «хорошо» и «отлично» |
22 |
24 |
35 |
36 |
37 |
38 |
|
||||
Удельный вес выпускников 11-ых классов, имеющих отметки только «хорошо» и «отлично» |
35 |
37 |
40 |
45 |
46 |
47 |
|
||||
Удельный вес выпускников, подтвердивших по результатам ГИА годовые отметки |
51,4 |
52 |
54 |
55 |
56 |
57 |
|
||||
Удельный вес учителей, владеющих информационно- коммуникационными технологиями |
71 |
71 |
80 |
100 |
100 |
100 |
|
||||
Удельный вес учащихся, занявших призовые места в областных, районных, школьных олимпиадах. |
11 |
12 |
14 |
15 |
15 |
15 |
|||||
Удельный вес выпускников 9-ых классов, поступивших в СУЗы и ПУ |
14 |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
||||
Удельный вес выпускников 11-ых классов, поступивших в ВУЗы и СУЗы |
60 |
65 |
70 |
75 |
75 |
75 |
|
||||
Организация дошкольного обучения |
|
|
|||||||||
Удельный вес детей дошкольного возраста, готовых к обучению в школе по заключению психологов |
85 |
85 |
88 |
88 |
90 |
90 |
|
||||
Сохранение и укрепление здоровья
участников образовательного процесса |
|
||||||||||
Удельный вес учащихся, подверженных заболеваниям |
7,7 |
7,7 |
7,2 |
6,8 |
6,2 |
5,8 |
|
||||
Удельный вес учащихся, поступивших в высшие военные учреждения |
0 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|
||||
Удельный вес учащихся, принявших участие в спортивных мероприятиях |
96 |
96 |
96 |
98 |
98 |
98 |
|
||||
Количество призовых мест, занятых в спортивных мероприятиях |
11 |
12 |
14 |
16 |
18 |
18 |
|
||||
Совершенствование воспитательной системы |
|
||||||||||
Удельный вес учащихся, принявших участие в общественных акциях |
81 |
87 |
94 |
94 |
98 |
98 |
|||||
Удельный вес учащихся, совершивших правонарушения |
1,2 |
0,6 |
- |
- |
- |
- |
|||||
|
|
||||||||||
Развитие
внешних связей и дополнительного образования |
|
||||||||||
Количество детей, привлеченных к занятиям в учреждениях дополнительного образования, в т. числе в школе - кружковая работа и секции. |
120 |
120 |
122 |
128 |
138 |
148 |
|||||
Количество заключенных договоров о сотрудничестве |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
|||||
Развитие и совершенствование системы управления школой
Удельный вес родителей, принимающих активное участие в жизни школы |
52 |
56 |
60 |
63 |
65 |
70 |
|||
Достижение
современного качества образования
участниками
образовательного процесса |
|
||||||||
доля обучающихся II и III ступеней, охваченных предпрофильным и профильным обучением |
80 |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
||
доля педагогов, использующих современные образовательные технологии |
63 |
70 |
78 |
85 |
85 |
85 |
|
||
доля учебных кабинетов школы, оборудованных в соответствие современным требованиям |
33 |
45 |
50 |
66 |
79 |
100 |
|||
РАЗДЕЛ 8. Управление реализацией образовательной программы.
Реализация данной образовательной программы школы зависит от умелого управления школой, отдачи учителей, их заинтересованности в своей работе и отношения родителей к школе.
Реализация программы возможна при следующих действиях:
- максимальное раскрытие и развитие способностей учащихся;
- комплектование кадров;
- рациональное распределение учебной нагрузки;
- корректировка учебных программ;
- аттестация учителей;
- просветительская работа среди учителей о состоянии науки в современных условиях;
- исследование результатов анкетирования по ранжированию предметов, рейтингу учителей и мотивации обучения;
- корректировка планов работы учителей с учетом их «стартовых» возможностей;
- сбор данных о продвинутых детях, определение круга проблем, разработка индивидуальных программ развития;
- участие учащихся в предметных олимпиадах;
- создание комфортной обстановки на уроке;
- расширение кругозора детей через проведение экскурсий, туристических поездок, походов, встреч с интересными людьми;
- организация разновозрастных групп по интересам.
В реализации образовательной программы школы принимают участие все сотрудники.
Руководители образовательного учреждения
· Директор _Молоткова Наталия Яковлевна телефон 8 (84595)23089
· Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Казанцева Галина Никитична телефон 8(84595)23164. Основные функции: организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива. Координирует работу учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся.
· Заместитель директора по воспитательной работе Фролова Наталья Ивановна телефон 8(84595)23164
Основные функции (коротко)
Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей). Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей), несёт ответственность за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса.
· Руководитель структурного подразделения детский сад Соколова Ирина Владимировна телефон 8(84595)23164
Основные функции (коротко)
Осуществляет организацию и координацию педагогического процесса структурного подразделения детский сад. Проводит анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ. Оказывает квалифицированную помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий.
· Заместитель директора по АХЧ отвечает за вопросы материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
· Психолог обеспечивает психологически комфортную образовательную среду для детей, родителей, педагогов.
· Библиотекарь отвечает за предметно- методическое обеспечение учебного процесса.
· Медицинский работник отвечают за сохранение и укрепление здоровья воспитанников, анализируют вопросы заболеваемости.
· Педагогический коллектив ориентирован на реализацию образовательной программы, регулярно совершенствует свое педагогическое мастерство, внедряет новые педагогические технологии.