|
Яndex Rambler Aport Google Yahoo
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КПМО
ШКОЛЫ района
|
Программа развития школы
УТВЕРЖДЕНА
приказом
№ 5/1
от 9 сентября 2010 года
по
МОУ СОШ
п.
Алексеевка
Хвалынского района
Саратовской области
Директор
школы ______ /Н.Я.Молоткова/
Программа развития муниципального
общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы
п. Алексеевка
Хвалынского района
Саратовской области
«Школа
для всех, школа для каждого»
на 2010-2015 годы
ПРИНЯТА
на
заседании педагогического совета №1
от
28.08.2010г.
I.
Информационная справка
1.
Общие
сведения
Наименование учреждения
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Алексеевка Хвалынского района
Саратовской области
Регистрационное свидетельство школы:
№002715729 от 29.12.2008г.
Лицензия: № 177647 от 11 января 2007г.
Свидетельство о государственной
аккредитации:№183104 от 07.11.2007г.
Место
нахождения учреждения
(юридический, фактический адрес)
412761,
Саратовская область, Хвалынский район,
п. Алексеевка, ул.Чапаева, дом 111
Руководство
учреждения
Директор
Молоткова Наталия Яковлевна,
руководитель высшей категории,
учитель высшей
категории
Заместители директора
по
учебно-воспитательной работе: Казанцева
Галина Никитична, руководитель
первой категории,
учитель
высшей категории
по
воспитательной работе:
Фролова Наталья Ивановна,
руководитель
первой категории, учитель
первой категории
П А С П О Р Т
П Р О Г Р А М М Ы
Содержание
1.
Информационная справка о школе.
2.
Проблемно-ориентированный анализ работы
школы.
3.
Главная стратегическая цель и задачи
развития образовательного учреждения.
4.
Концепция желаемого будущего состояния
школы.
5.
Важнейшие целевые индикаторы и
показатели Программы.
6.
Программные мероприятия.
7.
План-график реализации Программы
развития.
Информационная справка о школе.
Школа основана в 1873 году. За 137 года
работы педагоги школы выпустили
несколько тысяч учащихся. Гордостью
школы являются выдающиеся личности:
Казанцев Владимир Дмитриевич –
многократный победитель в стране и за
рубежом в беге с барьерами на 1000 и на
1500 метров, серебряный призер
Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки; в
1938 году окончил школу Сапунов Борис
Михайлович, доктор философских наук,
преподаватель московского Института
теле- и радиовещания, Бороздин Олег
Петрович, доктор физико-математических
наук, профессор, автор многих научных
трудов, преподаватель Братского
университета.
1954 год для Алексеевской школы стал
знаменательным: ее окончил будущий
академик РАН Пашин Валентин Михайлович.
В настоящее время он возглавляет ЦНИИ
им. академика А.Н. Крылова в г.
Санкт-Петербург. Валентин Михайлович –
Герой Росси. С 1998года наша школа носит
имя этого прославленного земляка. Это
лишь малый перечень тех людей, кем
гордится школа.
Первый выпуск средней (полной) школы был
в 1938 году. С тех пор из этих стен
вышли 1 академик, 5 докторов наук и 12
кандидатов. За последние 10 лет 1
золотая медаль и 9 человек получили
серебряные медали, 6 человек закончили
аспирантуру и многие получили по два и
три высших образования.
С 2007 года наша школа является базовой
в Хвалынском районе, в результате чего
она пополнила свою
материально-техническую базу, получив
оснащение кабинетов: начальных классов,
физики, истории и биологии.
С 2007 года школа работает в сетевом
взаимодействии с 14-ю районами
Саратовской области, под руководством
УМЦ г. Балаково.
В 2008 году
с
июня по ноябрь месяц была реконструкция
школы,
в результате которой изменился не только
внутренний, но и внешний вид её:
перепланировка классов, появились
отвечающие современным требованиям
спортивный зал, компьютерный класс,
пищеблок, кабинеты технологии,
увеличилась пришкольная территория (1,5
га), на которой построены гараж с
овощехранилищем, блочная котельная,
трансформаторная подстанция. С 2009 года
ведётся строительство спального корпуса
для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей на 60 мест. На территории
школы расположен пришкольный участок
площадью 0,8 гектара, где растут
плодово-ягодные деревья и овощные
культуры.
В 2005
году в школе открыт краеведческий музей,
он содержит большой материал по истории
поселка и о знаменитых людях родного
края. Материал музея был использован
Худяковым Д.С. для проведения 2-х
телевизионных областных программ «Не за
тридевять земель» в 2006 году. В 2010
году музей обрёл новое рождение, в нём
оформлены на ряду со старыми
экспозициями, материалы о школьном
театре, который создан в 1973 году, о
выпускниках-учёных
и о заслуженных специалистах, о
воинах-афганцах.
Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа
имени
В.М.Пашина п. Алексеевка
осуществляет образовательную
деятельность по программам
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего
образования.
В образовательном учреждении обучается
157 учеников. С ними работают 20
педагогов.
Школа
реализует
предпрофильное и профильное обучение.
Среди семей обучающихся 55 полных семей,
29 – неполных, многодетных – 9 семей, в
них 26 детей, 15 семей, взявших детей
под свою опеку, в них 21 ребёнок,
малообеспеченных - 84 ученика.
Преобладающее число детей по
национальности русские.
Осуществляется подвоз детей из села
Старая Яблонка.
В школе
функционирует структурное подразделение
«Детский сад», где находится 52 ребёнка:
ясельная группа-16, две дошкольные
группа 21 и 15.
С января
2009 года школа целенаправлено работает
по преемственности между
структурным подразделением
«Детский сад» и начальной школой.
По группам здоровья учащиеся
распределены следующим образом:
I
группа –67%,
II
группа – 32%,
III
группа – 1%. Заболеваемость в днях на 1
ребенка составляет 1,2 д., количество
часто болеющих детей
составляет
3,4%. У учащихся преобладают такие
заболевания, как
плоскостопие, ДУ щитовидной
железы, нарушение осанки, хронический
танзиллит, вегето-сосудистая дистония.
85 % учащихся школы принимают активное
участие в общественно-полезных акциях и
проектах, проводимых в поселке, районе и
области. Ежегодно с 2008 г. учащиеся
становятся призёрами международных
конкурсов: «Русский медвежонок», «ЧИП»,
«КИТ» и других на уровне области и
района. В адрес школы проходят
многочисленные благодарственные письма
от организаторов различных акций.
Категорийный состав педколлектива школы
имеет положительную динамику.
35% педагогов школы имеют звание
«Почетный работник народного
образования» или «Отличник народного
просвещения».
Дети
обучаются в одном здании в одну смену.
Школа работает по шестидневной учебной
неделе, кроме первых классов,
обучающихся в режиме пятидневки.
Продолжительность уроков в 1 классах –
35 минут, во 2-11 классах – 45 минут.
В школе
имеется 20 учебных кабинетов; 1
мастерская по обработки металла и
древесины; 1 спортивный зал; кабинет
информатики; 3 лаборатории; библиотека с
читальным залом, обладающая книжным
фондом
в 14923 книги; музей; пищеблок,
расположенный на двух этажах, которая
обеспечивает всех учащихся двухразовым
питанием.
В
каждом кабинете школы имеется компьютер
с выходом в интернет и
все
они в сетевом взаимодействии, пять
интерактивные доски, имеется теле- и
видеоаппаратура, множительная техника. С
2000-го года имеется одна единица
транспорта –
микроавтобус «ГАЗель»
В школе
первой ступени в четырех классах ведется
обучение по общеобразовательным
программам. В школе второй ступени –
учащимся 5-7-х классов предложен
факультативный курс, информатика в 8-9
классах и обществознание с 6-го класса.
В школе третьей ступени учащиеся изучают
экономику, МХК, факультативные курсы по
русскому языку и математике наряду с
общеобразовательными программами.
В школе
функционируют 6 кружков по следующим
направлениям:
·
художественно-эстетическое
·
техническое
·
спортивное
·
краеведческое
·
музыкальное
Также
работают спортивные секции и театральная
студия «Теремок». Отличительной чертой
школы является серьезное увлечение
театром, которому в 2010 году
исполнилось 40 лет. Ставились пьесы
А.С.Пушкина «Маленькие трагедии»,
М.Ю.Лермонтова «Маскарад», У.Шекспира
«Укрощение строптивой», Лопе де Вега
«Собака на сене» - это далеко не полный
перечень сыгранных спектаклей. В
областном конкурсе «Роднички Поволжья» в
2003-2004 году Алексеевская театральная
труппа в составе учеников и учителей
дважды занимала вторые места. «Княгиня
Трубецкая» Н.А.Некрасова и «Смехотворные
жеманницы» Ж.-Б. Мольера имели успех в
Саратове.
Ежегодно
учащиеся школы являются призерами
олимпиад, конкурсов.
Большое
количество выпускников становится
студентами вузов и средне-технических
учебных заведений. Успеваемость и
качество знаний учащихся школы за
последние 3 года стабильно сохраняется
на допустимом уровне, что отражено в
таблицах.
Успеваемость и качество знаний учащихся
5-11 классов
Количество учащихся, окончивших школу с
отличием (9 кл.)
и с
серебряной или золотой медалями (11 кл.)
Занятость выпускников школы (9
класс)
Занятость выпускников школы (11
класс)
Анкета
для
учащихся 8 -11 классов
«Удовлетворенность общим
образованием»
Данные
таблицы показывают, что учащиеся школы,
их родители удовлетворены качеством
образования, которое обеспечивает наше
учреждение, но есть ещё задачи, которые
предстоит решать нашему педагогическому
коллективу. Надо тщательнее проводить
индивидуальную работу с сильными
учащимися, раскрывать их потенциал
полностью, тогда и учащихся хорошистов,
и медалистов будет больше.
Административное управление школой
осуществляет директор и его заместители
(заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, два
заместителя директора по воспитательной
работе и заместитель директора по АХЧ).
Основной функцией директора школы
является координация усилий всех
участников образовательного процесса
через педагогический совет, методический
совет, управляющий совет, общешкольную
конференцию. Заместители директора
реализуют оперативное управление
образовательным процессом и осуществляют
мотивационную,
информационно-аналитическую,
планово-прогностическую,
организационно-исполнительную,
контрольно-регулировочную и
оценочно-результативную функции.
Нашим
конкурентным преимуществом считаем:
·
высокий категорийный педагогический
состав школы, мотивированный на
внедрение в практику работы новых
педагогических технологий;
·
значительный авторитет школы среди
образовательных учреждений района и
среди школ сетевого взаимодействия;
·
инициатива школы на участие в
национальных проектах, экспериментах по
внедрению инноваций как на
муниципальном, так и на региональном,
так и на федеральном уровнях;
·
непрерывность образовательного процесса,
начиная с дошкольного
и заканчивая средним (полным)
образованием;
·
на протяжении последних четырёх лет
осуществляется получение дополнительного
образования отдельными учащимися (второй
иностранный язык – английский, овладение
музыкальными инструментами в школе
искусств г. Хвалынска);
·
активное влияние и формирование
образовательного и культурного уровней
окружающего социума.
В образовательном процессе создаются
условия в самоопределении и
самореализации учащихся, развивается
устойчивая потребность в
самообразовании и уверенность в
собственных познавательных силах.
Совместная работа с сотрудниками
СарИПКиПРО, с издательством ООО «Дрофа»
г. Москва и Саратовским Государственным
университетом, что позволяет не только
стимулировать научно-исследовательскую
деятельность педагогического коллектива,
но и реализовать в образовательной
деятельности многие инновационные
педагогические идеи и технологии,
являющиеся актуальными в связи с
процессами модернизации
образования Российской школы.
Школа
при
организации внеклассной и внешкольной
работы эффективно использует
потенциал Дома детского творчества,
спортивной и музыкальной школ района,
национального парка, краеведческого
музея, а также сельской и районной
библиотек.
Таким образом, образовательное
учреждение, деятельность которого
основана на
взаимодействии и сотрудничестве
педагогов, детей, родителей, учреждений
образования, культуры, предприятий
различных форм собственности,
максимально использует
культурно-образовательный потенциал
социальной среды.
Проблемно-ориентированный анализ работы
школы.
Человек
в современном мире должен уметь
творчески решать научные,
производственные и общественные задачи,
самостоятельно критически мыслить,
вырабатывать и отстаивать свою точку
зрения, уважая при этом мнения других
людей, непрерывно пополнять свои знания
путем самообразования. Не менее важным
представляется требование к такому
результату образования, как
сформированность учебно-познавательной
деятельности, которая, являясь
совместной деятельностью, формой
сотрудничества взрослого и школьника,
обеспечивает протекание познавательных
процессов, а также социализацию
подрастающего поколения.
Современное состояние образования в
России характеризуется качественными
изменениями в области содержания, но эти
позитивные тенденции сталкиваются с
медленным темпом реформирования
устаревших методов и технологий в
практике образовательного процесса в
учреждениях образования. Речь идет не
только о новых профессиональных приемах
преподавания, но, в первую очередь, о
глубинных сущностных изменениях типов
взаимодействия двух главных субъектов
системы образования: Учителя и Ученика
или, шире, Взрослого и
Ребенка.
В
воспитательном процессе в настоящее
время обнажаются проблемы
с неблагополучными семьями, что
сказывается на процессе обучения и
воспитания учащихся, это побуждает
находить новые пути во взаимоотношениях
школы, педколлектива с такими семьями.
Такая
ситуация характеризуется рядом
противоречий:
·
между
новыми ценностно-целевыми ориентирами в
образовании, направленными на
партнерство (диалог) взрослого и
ребенка, и существующим монологическим
типом взаимодействия “Учитель - Ученик”
в традиционной системе образования;
·
между
возрастанием внутренней свободы ребенка
и психологическим, профессиональным
самочувствием педагога, его ролевой
негибкостью; · между темпами изменения социальных условий современной жизни и отсутствием новых образовательных технологий, способствующих подготовке ребенка к адаптации в быстро меняющемся мире;
·
между
желанием педагога по-новому строить
процесс обучения и его неумением
сформировать мотивацию ребенка к
познавательной деятельности в
современных условиях;
·
между
индивидуальной потребностью педагога
осуществлять свою профессиональную
деятельность в новом образовательном
пространстве и сохранившемся
традиционном укладе образовательных
учреждений;
·
между
взаимодействием
Учителя-Родителя-Ученика.
Таким образом, можно выделить 3
взаимообусловленные
проблемы:
1.
Характер
взаимодействия
субъектов системы образования не
соответствует характеру индивидуализации
социально-психологических отношений в
современном обществе. До настоящего
времени для традиционной школы
характерен монологизированный тип
взаимодействия между взрослым и
ребенком. Ребенок может высказываться
лишь в рамках жестко регламентированного
времени. Его высказывание не свободно.
Оно осознается ребенком как угодное или
неугодное педагогу. Диалогизация же
педагогического взаимодействия
предполагает прежде всего принятие
ситуации равноправных позиций взрослого
и ребенка, позиций со-участия,
со-трудничества, со-бытия.
2.
Проблема
мотивации
к учебной деятельности сегодня
является одной из центральных проблем и
напрямую связана с проблемой
индивидуализации образования. Позитивная
мотивация к учебе у ребенка может
возникнуть в том случае, когда соблюдены
3 условия:
·
мне
интересно то, чему меня учат;
·
мне
интересен тот, кто меня учит;
·
мне
интересно как меня учат.
Кроме этого есть еще один существенный
факт, которому мало придавали значения.
Учитель, являясь представителем
взрослого сообщества, находится и
общается с ребенком порой больше
времени, чем родители. Это, безусловно,
оказывает огромное влияние на
формирование отношения ребенка к миру
взрослых, на его приятие или отторжение.
3.
В существующей системе методической
работы в школе
недостаточно уделяется внимания
изучению и овладению
современными педагогическими
технологиями,
позволяющими существенно изменить методы
организации образовательного процесса,
характер взаимодействия субъектов
системы, и, наконец, их мышление и
уровень развития. Роль педагога сегодня
значительно возрастает. Ребенок, как и
взрослый, нуждается в живом,
чувствующем, удивляющемся, страдающем и
радующемся собеседнике. Педагог должен
уметь быть интересен ребенку, иначе
контакт с ним никогда не будет в полном
смысле диалогичен. Иначе и знание
культуры, которое педагог передает
ребенку, будет последнему неинтересно.
Все вышеизложенное является основой
определения целей, направлений и задач
развития школы, изложенных в тексте
Программы.
Главная стратегическая цель
и задачи развития образовательного
учреждения.
Целью образования
в школе является выявление и развитие
способностей каждого ученика,
формирование духовно богатой, свободной,
физически здоровой, творчески мыслящей
личности, обладающей прочными базовыми
знаниями за курс средней школы,
способной применять свои знания на
практике и личности, ориентированной на
высокие нравственные ценности,
патриотизма, гражданственности и
способной в последующем принять участие
в духовном развитии общества.
Эта цель реализуется на основе введения
в УВП инновационных методик обучения,
воспитания.
Исходя из вышеизложенной цели,
формируются следующие группы задач.
1.
Формирование физически здоровой
личности.
·
реализация государственной политики и
требований законодательства в
сфере обеспечения безопасности
образовательных учреждений, направленных
на защиту здоровья обучающихся и
работников во время учебной деятельности;
·
обучение
приемам поведения в разных жизненных
ситуациях на основе принципов личной
безопасности, экологической и общей
культуры;
·
применение в учебно-воспитательном
процессе здоровьесберегающих технологий
(технология проектного обучения);
·
создание условий, направленных на
укрепление здоровья и привитие навыков
здорового образа жизни;
·
организация рационального питания
обучающихся;
·
проведение ежегодной диспансеризации
обучающихся
врачами районной поликлиники.
2.
Развитие творческих способностей
обучащихся.
·
организация учебной развивающей среды
через применение театральной технологии;
·
введение в практику работы
коммуникативно-деятельностного подхода;
·
переориентация работы школы на раскрытие
творческого потенциала каждого ученика;
·
модификация вариативной части базисного
учебного плана, исходя из запросов
обучающихся;
·
изменение методики проведения урока,
внедрение ИКТ-технологий;
·
создание творческой атмосферы путем
введения курсов по выбору, кружков,
факультативов, использования ресурсов
сети Интернет;
·
привлечение учащихся к творческим
конкурсам;
3. Совершенствование творчески
работающего коллектива
учителей-единомышленников.
·
продолжать работу экспериментальных
площадок регионального уровня;
·
организация курсов повышения
квалификации, проведение работы по
обмену и внедрению передового
педагогического опыта;
·
организация публикаций творческих работ
учителей;
·
участие педагогов в творческих и
профессиональных конкурсах;
·
создание условий для экспериментальной
деятельности педагогов школы;
·
обеспечение оптимальной нагрузки
учителей.
4. Оптимизация воспитательной
работы.
·
формирование воспитательной системы
школы с целью развития творческого
потенциала ученического коллектива;
·
организация работы органов ученического
самоуправления;
·
создание и закрепление традиций школы.
5. Совершенствование системы управления
образовательным учреждением.
·
организация управления образовательным
учреждением на принципах «корпоративного
братства»;
·
развитие социального партнерства и
межведомственного взаимодействия;
·
оптимальное распределение функциональных
обязанностей администрации;
·
совершенствование системы
финансирования;
·
создание банка информации, на основе
которого можно точно анализировать и
корректировать образовательную ситуацию.
Концепция желаемого будущего состояния
школы.
Концепция развития нашего
общеобразовательного учреждения
опирается на приоритет
аксиологического компонента и создание
творческой, развивающей образовательной
среды. Опора на ведущую роль
аксиологического (ценностного)
компонента образования позволит учащимся
осуществить выбор личностно-значимой
системы ценностных ориентаций,
личностных смыслов, даст возможность для
развития рефлексивных способностей и
овладения способами саморегуляции,
самосовершенствования, нравственного и
жизненного самоопределения, приведет к
формированию личностной позиции.
Мы
считаем необходимым, выстраивать в школе
субъектные отношения – отношения
сотрудничества и партнерства педагога и
ученика вокруг проблемы образования
ребенка. При
этом возникает необходимость обновления
содержания образования в
культурологическом и
личностно-ориентированном контексте,
осознания образования как процесса,
эпицентром которого является
обучающийся, познающий и творящий
культуру путем диалогичного общения,
обмена смыслами, создания условий, в
которых будет возможным проявление
индивидуальности, единственности и
неповторимости каждой детской личности,
с опорой на ее способность к
самоизменению и культурному
саморазвитию.
В результате реализации программы
развития школа видит своего выпускника,
как человека, обладающего следующими
качествами:
-
готовность к жизни в современном мире,
ориентация в его проблемах, ценностях,
нравственных нормах, понимание
особенностей жизни в родном селе,
ориентация в возможностях этой жизни для
развития своих духовных запросов, умение
ставить реалистические жизненные цели и
быть способным их достигать;
-
наличие продуманной и практически
реализуемой жизненной стратегии по
сохранению и развитию своего
физического, психического и
нравственного здоровья;
-
способность к творческому созиданию
своей личной жизни, ее осмысленной
организации на основе национальных и
общечеловеческих ценностей, любви к
своей Родине и уважения традиций иных
национальных культур;
-
коммуникативная культура, владение
навыками делового общения, выстраивание
межличностных отношений, способствующих
самореализации, достижению успеха в
общественной и личной жизни;
-
высокая познавательная мотивация,
готовность выпускника основной школы к
достижению высокого уровня
образованности на основе осознанного
выбора программ общего и
профессионального образования;
-
способность к выбору профессии,
ориентации в политической жизни
общества, выбору социально ценных форм
досуговой деятельности, к
самостоятельному решению семейно-бытовых
проблем, защите своих прав и осознанию
своих обязанностей;
-
стремление к продуктивной жизни
(максимальной реализации своего
индивидуально-личностного потенциала).
Каждый
учитель и школа в целом должны четко
понимать результат своей деятельности.
Мы
считаем целесообразным использовать
в качестве
основных принципов развития
образовательного процесса:
Принцип гуманизации,
который ставит во главу угла развитие
личности учащегося.
Принцип ценностно-смысловой
направленности образования,
реализующий сущностное характеристики
личностно-ориентированного образования
культурологического типа – создание
условий для обретения каждым учащимся
смысла своего учения и жизни.
Принцип развития
обеспечит утверждение школы как
инициативной, самостоятельной в выборе
путей и способов своей деятельности,
постоянно развивающейся, создающей
условия для разностороннего развития
личности ученика в соответствии с его
возможностями, способностями,
интересами, удовлетворяющей
социокультурные, образовательные
потребности общества, села, каждой семьи
и каждого человека.
Принципы дифференциации и вариативности
обучения
предполагает
реализацию прав учащихся на выбор
содержания образования, темпа, форм и
методов учебно-познавательной
деятельности в соответствии с их
способностями, интересами, потребностями
и индивидуальными возможностями.
Мы
считаем, что целенаправленный целостный
процесс образования необходимо
расширить, включив в него не только
уроки и воспитательные мероприятия, но и
работу кружков и секций, самостоятельную
образовательную деятельность ученика,
формы его социальной активности, работу
в общественных организациях и движениях,
отношения со сверстниками.
Важнейшие целевые индикаторы и
показатели
Программы
ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
План-график реализации Программы развития
МОУ СОШ имени В.М.Пашина п. Алексеевка на 2010 - 2015
годы
Финансовое
обеспечение основных направлений Программы
осуществляется за счет бюджетов всех уровней.
|