Вернуться на главную

  

Программа развития

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Средней общеобразовательной школы

п. Алексеевка Хвалынского района» на период с 2015 по 2020 годы

  

«ШКОЛА – среда становления личности»

 

 

 Разработал:

 Симонов Владимир Александрович директор ГБОУ «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ программы развития. 3

1.1. Основания для разработки программы.. 3

1.2. Этапы и сроки реализации Программы.. 3

2. Информационно-аналитическая справка о государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Саратовской области «Средней общеобразовательной школе п. Алексеевка Хвалынского района». 5

2.1. Краткая справка об истории школы.. 5

2.2. Анализ работы школы за 2010-2015 гг. 6

2.3. Информационная справка о школе. 8

2.4. Прогноз развития ситуации в селе: 11

3. Проблемно – ориентированный анализ работы школы и перспективы её развития. 12

3.1. Характеристика социальных связей школы.. 12

3.2. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы.. 13

3.3. Проблемы школы и способы их решения. 15

4.Концепция развития школы.. 20

4.1. Миссия школы.. 20

4.2. Основные идеи развития школы и ожидаемый образ её выпускника. 20

4.3. Цель развития школы.. 22

4.4. Прогнозируемые результаты реализации программы развития школы.. 23

4.5. Задачи перед педагогическим коллективом школы.. 24

4.6.  Концепция и стратегия развития системы образования. 25

5. План-график программных мер, обеспечивающих реализацию программы развития школы   27

5.1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса  27

5.2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса  30

5.3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства  33

5.4. Реализация программы «Одарёные дети». 36

5.5. Реализация технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. 37

6. Ожидаемые результаты реализации программы развития. 39

 

1. ПАСПОРТ программы развития

1.1. Основания для разработки программы

Данная программа развития подготовлена на основе следующих документов:

·              Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации"

·              Устав школы;

·              Стандарты второго поколения;

·              Национальная инициатива «Наша новая школа»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

·              является руководством к действию для педагогического коллектива ГБОУ «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района»  на 2015-2020 годы;

·              определяет стратегические и тактические цели, а также задачи развития школы на данный период времени;

·              определяет основные направления политики школы в связи с имеющимся социальным заказом и прогнозом его изменений.

1.2. Этапы и сроки реализации Программы

Программа развития рассчитана на пять лет и реализуется поэтапно.

Сроки реализация программы развития

І этап (сентябрь 2015 – август 2016г.) – констатирующий

·              Определение стратегических и тактических целей и задач.

·              Продолжение реализации новых ФГОС в условиях сельской школы.

ІІ этап (сентябрь 2016 – август 2019г.) – формирующий

·              Реализация проекта информатизации образования

·              Реализация программы «Одаренные дети»

·              Реализация проекта здоровьесбережения (ЗОЖ)

·              Реализация проекта «Спорт – это жизнь»

·              Реализация экологических проектов

·              Полное внедрение новых ФГОС

·              Реализация образовательных программ НОО, ООО, СОО

·              Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования

·              Поиск оптимальных вариантов реализации социальных проектов.

 

ІІІ этап (сентябрь 2019– август 2020г.) - обобщающий

·              Подведение итогов реализации программы развития, обобщение опыта.

·              Выявление проблемных зон и подготовка новой программы развития школы.

 

2. Информационно-аналитическая справка о государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Саратовской области «Средней общеобразовательной школе п. Алексеевка Хвалынского района»

2.1. Краткая справка об истории школы

Учреждение основано в 1873 г. как земская, затем как начальная школа. С 1938 г. – средняя школа. На основании Постановления администрации объединенного муниципального образования Хвалынского района от 24.09.1998 г. № 662/1 Учреждение зарегистрировано как муниципальное образовательное учреждение – Алексеевская общеобразовательная средняя школа.

В соответствии с приказом отдела образования администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области № 8 от 29.12.2000 г. учреждение зарегистрировано как Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области.

На основании постановления администрации объединенного муниципального образования Хвалынского района Саратовской области от 01.10.2003 г. № 1170/2 «О реорганизации образовательных учреждений р.п. Алексеевка» учреждение является правопреемником муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада р.п. Алексеевка.

В соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 30.07.2014 года № 120-Пр Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Алексеевка Хвалынского района Саратовской области переименовано в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка Хвалынского района», сокращенно: ГБОУ «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района».

На сегодняшний день Учреждение реализует общеобразовательные программы в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

2.2. Анализ работы школы за 2010-2015 гг.

Наш посёлок - Алексеевка расположен на правом берешу реки Волга, в живописной местности, недалеко от Хвалынска. Наша школа является сельской и даёт по сравнению с городскими учреждениями несколько иное образование, которое ориентировано на более тесное взаимодействие человека с природой, на развитие интереса к растительному и животному миру, на усвоение культурных традиций, моральных устоев, нравственных принципов ребёнка.

На протяжении 2010-2015 гг. с целью повышения качества знаний обучающихся педагогический коллектив вводил в школьную жизнь новые формы и методы обучения и воспитания. Выполнялась задача индивидуализации и дифференциации обучения, что давало учителям возможность бережно относиться к познавательным интересам учащихся, развивать их уверенность в собственных силах. Вводились в работу адаптированные программы по новым предметам по выбору учащихся и родителей. Учителя постепенно переходят на развивающее обучение, технологии дифференцированного, активного и разноуровневого обучения.

Наша школа является культурным центром жизни села. Дети активно участвуют в различных мероприятиях сельского дома культуры, дают концерты в Доме ветеранов п. Алексеевка, активно участвуют в выставках технического творчества и акциях против наркомании, токсикомании, курения и употребления спиртных напитков, являются постоянными участниками районного конкурса по безопасности дорожного движения «Безопасное колесо». Коллектив нашей школы является инициатором районного фестиваля экологической сказки «Зелёная планета», районной зимней военно-спортивной ролевой игры «ЗАРНИЦА». За последние пять лет создан официальный сайт школы http://paschinzy.narod.ru/ , который периодически пополняется качественно подобранной информацией. Наш сайт является постоянным участником Общероссийского рейтинга школьных сайтов http://rating.rosnou.ru/?q=node/4173

Очень активно действует сайт электронного сопровождения уроков физики, информатики, астрономии http://paschinzi.ucoz.ru/ . На страницах данного сайта ежедневно размещаются все необходимые материалы для проведения уроков учителем: видеофрагменты, презентации, карточки для распечатки, тесты, теоретический и практический материал. Этот сайт учащиеся нашей школы используют для самостоятельного повторения, а при необходимости, например в случае болезни, и для изучения материала.

В рамках акции «Мы против наркотиков» учениками нашей школы создано несколько десятков сайтов, которые регулярно становились призёрами районного конкурса «Нет наркотикам». В декабре 2013 года за участие в международном конкурсе «Возьмёмся за руки, друзья! Сохраним планету вместе» данная работа была описана в сборнике лучших экологических проектов, выпущенном при поддержке Международной ассоциации учителей экологии «ECO».

Восемь лет назад, на средства выигранного ГРАНТа в 1 миллион рублей, мы приобрели по одному компьютеру в каждый класс, для каждого учителя. Также у нас в школе работают пять интерактивных досок и двенадцать лазерных принтеров.

Во время реконструкции школы в каждый класс была проложена локальная вычислительная сеть. Всё это позволило в несколько раз увеличить информативность ВСЕХ уроков в школе.

Локальная сеть позволяет с любого кабинета школы круглосуточно выйти в «высокоскоростной» INTERNET  и найти необходимую информацию.

В нашей школе у всех учащихся (начиная с 5 класса) и у каждого учителя заведены и активно используются электронные адреса (электронные почтовые ящики). Их использование позволило вывести процесс обмена информацией на совершенно новый уровень.

Большим подспорьем для всех учителей оказался запуск нового дисплейного класса, в котором преподаватели со своими классами могут прямо во время урока выйти в INTERNET, быстро найти информацию, сразу же её обсудить и использовать для повышения качества урока. Класс работает с нагрузкой более сорока часов в неделю. Для занятий в дисплейном классе учителя-предметники заранее записываются в очередь у завуча школы. Интерес к таким урокам за последние годы сильно возрос.

Также в этом классе проводятся срезы, олимпиады, конкурсы, тестирование по различным предметам школьного курса. Ученики с удовольствием используют вместо бумажных КИМов и корявых записей на доске их электронную версию.

Для усиления контроля за качеством обучения каждого ученика школы и для увеличения информативности процесса обучения активно используются электронные почтовые ящики учащихся, которые при грамотной организации работы можно использовать как в качестве электронного дневника школьника, так и в дополнение к имеющемуся в нашей школе электронному журналу http://dnevnik.ru .

Скорее всего, пришло время превращения школы из массовой, общеобразовательной, в школу личностного роста. Необходимо создать такое образовательное пространство школы, которое позволит обеспечить личностный рост ребёнка и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной, политической и профессиональной жизни современного информационного общества.

Школа личностного роста должна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса и воспитать социально-активного гражданина с ярко выраженной жизненной позицией.

 

2.3. Информационная справка о школе

Характеристика обучающихся:

Всего обучающихся – 193.

1-4 классы -1кл.-25ч; 2кл.-16 ч; 3кл.-22 ч; 4кл.- 17 ч.

5-9 классы - 5кл.- 21ч; 6кл.-23 ч; 7кл.- 20 ч; 8кл.- 25 ч; 9кл.- 21 ч.

10-11 классы - 10кл.- 5 ч; 11кл.- 4 ч.

Всего классов-комплектов – 11.

Обучение организовано в одну смену.

 

Характеристика педагогического коллектива

Педагогический коллектив школы объединяет 19 педагогов.

Средний возраст педагогических работников – 44 года.

Из 19 педагогов:

10 человек имеют высшую квалификационную категорию;

9 человек имеют первую квалификационную категорию;

7 человек награждены отраслевыми наградами «Почетный работник общего образования РФ»

 

Состояние материально-технической базы школы:

Учреждение включает в себя школу и два структурных подразделения: детский дом и детский сад.

Детский сад площадью 317 кв. метров (47 детей и 11 сотрудников).

Детский дом на 6 групп-семей площадью 2676 кв. метров (40 детей и 34 сотрудника). В детском доме работает медицинский блок с изолятором и кабинет психолога.

Школа площадью 4039 кв. метров (на 1 сентября 2014 года 195 учеников, 19 учителей и 47 сотрудников). В школе оборудовано 20 учебных кабинетов, столовая на 80 мест,  библиотека с читальным залом, спортзал площадью 298 кв. метров и медицинский кабинет.

Действует спортивный стадион с искусственным покрытием.

Официальный сайт: http://paschinzy.narod.ru/

Электронная почта: paschinzi@yandex.ru

 

Режим работы школы

Понедельник – пятница с 8.15 до 18.00, суббота с 8.15 до 13.00.

В воскресенье и праздничные дни (установленные законодательством Российской Федерации) образовательное учреждение не работает. Учебные занятия начинаются в 8.30. Проведение «нулевых» уроков не допускается.

На период школьных каникул приказом директора школы устанавливается особый график работы образовательного учреждения.

 

Расписание звонков с понедельника по пятницу:

1 урок – 8.30 – 9.15 перемена 10 минут

2 урок – 9.25 – 10.10 перемена 15 минут

3 урок – 10.25 – 11.10 перемена 15 минут

4 урок – 11.25 – 12.10 перемена 10 минут

5 урок – 12.20 – 13.05 перемена 10 минут

6 урок – 13.15 – 14.00 перемена 10 минут

7 урок – 14.10 – 14.55

Расписание звонков в субботу:

1 урок – 8.30 – 9.15 перемена 10 минут

2 урок – 9.25 – 10.10 перемена 10 минут

3 урок – 10.20 – 11.05 перемена 10 минут

4 урок – 11.15 – 12.00 

 

Регламентирование образовательного процесса на неделю

В образовательном учреждении устанавливается продолжительность учебной недели: для учащихся 1 класса – 5 дней; для учащихся 2 – 11 классов – 6 дней.

 

Расписание работы ГПД

В 2014-2015 учебном году открыта 1 группа продленного дня. Режим работы ГПД: понедельник – пятница с 12.00 до 17.00.

 

Расписание работы внеурочной деятельности

В 2014-2015 учебном году работают 23 кружка (секции) во внеурочной деятельности образования детей.

Режим работы внеурочной деятельности: понедельник – суббота с 13.00 до 18.00.

 

2.4. Прогноз развития ситуации в селе:

В посёлке Алексеевка Хвалынского района на сегодняшний день наблюдается острая нехватка питьевой воды, особенно в летний период, в связи с чем ежегодно растёт недовольство граждан и число обращений к Главе администрации посёлка, начальнику ЖКХ и к административным работникам всех учреждений посёлка. На фоне нехватки воды на работу школы также влияют кризисные явления в социально – экономическом развитии страны. Данные проблемы посёлка решаются как на местном уровне, так и на уровне района и региона. Влияние данных факторов на работу школы, детского сада и интерната будет наблюдаться на протяжении ближайших лет.

 

3. Проблемно – ориентированный анализ работы школы и перспективы её развития

3.1. Характеристика социальных связей школы

Социальные связи школа выстраивает исходя из окружающего её социума и возможностей. Активное сотрудничество с сельским домом культуры осуществляется путём участия обучающихся школы в различных творческих мероприятиях, концертах, вечерах. Сотрудничество ведётся также с домом ветеранов посёлка Алексеевка, где учащиеся нашей школы дают концерты, проводят адресные поздравления и различные открытые мероприятия.

На протяжении многих лет учащиеся совместно с Администрацией посёлка проводят экологические субботники. Регулярно проводятся мероприятия на базе библиотеки посёлка, в которой многие наши ученики являются активными читателями.

Медицинскими работниками ЦРБ г. Хвалынска проводятся обследования детей и профосмотры всех работников школы.

Социальное окружение школы характеризуется следующими признаками:

·              значительное количество неблагополучных малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;

·              низкий уровень информационной культуры населения, что связано с проблемами доступа к сети INTERNET;

·              отсутствие системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной грамотности населения.

Ежегодно в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Самым оптимальным в условиях значительной неоднородности ученического контингента будет воплощение в жизнь проекта школы личностного роста.

3.2. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

Социальный заказ – это спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, можно выделить субъекты, участвующие в формировании социального заказа к нашему образовательному учреждению. Это:

·              государство;

·              учащиеся;

·              родители учащихся;

·              педагоги и воспитатели.

Государство к числу приоритетных относит следующие направления:

·              оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

·              усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, её интеграции в мировую культуру;

·              введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

·              обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребёнка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

·              совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;

·              информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными со стороны участников образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят своё образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся к числу приоритетных относят следующие направления:

·        возможность получения ребёнком качественного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

·        качественная подготовка школьников к прохождению итоговой аттестации и поступлению в учреждения среднего и высшего образования;

·        качественная профориентационная работа с учащимися среднего звена с целью самостоятельного и правильного определения дальнейшего жизненного пути;

·        организация интересного и безопасного досуга детей;

·        удовлетворение интересов и развитие разнообразных способностей школьников;

·        формирование информационной грамотности ребёнка;

·        сохранение и укрепление здоровья детей

Обучающиеся к числу приоритетных относят следующие направления:

·        интересный процесс обучения;

·        комфортные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

·        возможность получить качественное образование;

·        освоение современными информационными технологиями.

 

Педагоги к числу приоритетных относят следующие направления:

·        создание в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

·        улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса;

·        создание условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Учитывая государственную стратегию развития образования и социальные ожидания всех участников образовательного процесса по отношению к школе, можно выделить стратегические направления её развития:

1). Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

2). Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

3). Создание в школе открытого информационного образовательного пространства;

4). Реализация программы «Одарённые дети»;

5). Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учащихся.

 

3.3. Проблемы школы и способы их решения

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, можно выделить основные проблемы образовательного учреждения и определить способы их решения:

Проблемы

Способы решения

1). Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Неготовность некоторых учителей полноценно организовать образовательный процесс

Повышение квалификации учителей. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в школе

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, недостаточный процент использования инновационных технологий обучения

Апробация и внедрение современных образовательных технологий

Сложность апробации новых учебно-методических комплектов из-за отсутствия полного методического обеспечения

Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплектам

2). Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

Неготовность части учителей работать в условиях модернизации современного образования и реализации ФГОС

Научно-педагогическое сопровождение учителя в период реализации  ФГОС и модернизации образования

Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в исследовательскую работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности

Узкопредметная направленность деятельности учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений

Неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Единообразие содержания и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика

Внедрение технологий дифференцированного и  развивающего обучения

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий системно-деятельностного обучения, проектного и игрового обучения

Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование социально-активной личности

Внедрение технологий, обеспечивающих подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни страны

Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

3). Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Неготовность некоторых учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Нехватка ресурсов материально-технической базы для развития информационной грамотности учащихся

Укрупнение материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию информационной грамотности школьников

Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий

Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с частичным отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети

Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети

4.Реализация программы «Одарённые дети»

Отсутствие механизмов выявления одаренности детей

Разработка механизмов выявления одаренности детей

5. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение психолого- медико-педагогического и социального сопровождения учащихся

Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности

Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и вспомогательного персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся

Разработка системы критериев и показателей качества психолого- медико-педагогического и социального сопровождения учащихся

Нехватка ресурсов материальной базы для создания качественного здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника

 


 

4.Концепция развития школы

4.1. Миссия школы

При формировании концепции будущего нашей школы необходимо модернизировать школьное образование с целью полного удовлетворения запросов со стороны участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов. Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности наших выпускников. Поэтому необходимо начать процесс перехода от массовой и общеобразовательной школы, к школе личностного роста. Это позволит обеспечить личностный рост учащихся и их подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной, политической и профессиональной жизни страны в условиях информационного общества.

Необходимо помнить, что развитие школы не должно сломать всё старое, а постепенно и органично войти в систему наших ценностей и традиций, составляющих уклад нашей школы.

 

4.2. Основные идеи развития школы и ожидаемый образ её выпускника

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются:

1). Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий).

2). Идея построения школы как открытого информационного пространства.

3). Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

4). Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

5). Идея психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учащихся.

Выстраивая образ выпускника школы, необходимо помнить, что ученик представляет собой динамичную систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняется новым содержанием. Следовательно, ко времени окончания школы, мы должны воспитать социально интегрированную и мобильную личность, готовую к развитию, обучению, полноценному и эффективному участию в общественной, профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Выстраивая собственную концепцию развития школы, нужно опираться на личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства школы.

Содержательно наполняя образ выпускника, необходимо определить такие его составляющие, как компетенции и качества личности.

Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные, ценностно-ориентированные.

Предметно-информационные компетенции предполагают умение работать с учебной информацией, критически её воспринимать, преобразовывать информацию из виртуальной в вербальную и наоборот.

Деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса к сотрудничеству и творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать свою деятельность, принимать рациональные решения.

Ценностно-ориентированные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях и культуре своего народа, а также систему отношений к миру, к себе, и к окружающему обществу.

Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:

·        духовность, гуманистическая направленность, толерантность;

·        мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;

·        коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;

·        креативность, созидательность и конструктивность мышления.

Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого информационного образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной, политической и профессиональной жизнедеятельности.

 

4.3. Цель развития школы

Опираясь на определённые достижения в обучении и воспитании, относительно стабильную обстановку в образовательном учреждении, необходимо поставить перед собой цель создать современную сельскую школу, обеспечивающую её выпускникам высокую конкурентоспособность и воспитывающую в них высокие нравственные качества.

В современных условиях это возможно путём предоставления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе.

Реальный процесс созидания общества способна осуществлять только свободная личность. Отсюда задача педагогов - способствовать становлению свободной личности, обладающей свободой воли, свободой действий, свободой творчества. Понимая необходимость школьника действовать в условиях свободы, педагогический коллектив ставит перед собой основную цель: расширить поле выбора обучающихся в культурно-образовательном пространстве, воспитать у каждого школьника культуру жизненного самоопределения, обозначающую умение самостоятельно делать осознанный выбор.

В воспитательном пространстве необходимо предоставить обучающимся поле для выбора вида творческой деятельности, занятий в системе внеурочной деятельности детей, своей роли в системе школьного самоуправления.

В образовательном пространстве необходимо предоставить обучающимся поле для выбора формы обучения, элективных курсов, направления профильного обучения, помочь в построении индивидуальной образовательной траектории.

Непременным условием успешности школьника является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

 

4.4. Прогнозируемые результаты реализации программы развития школы

Результатами реализации программы развития должны стать:

1). Ежегодное увеличение охвата обучающихся, их родителей и жителей посёлка занятиями физической культурой и спортом;

2). Корректировка методологических подходов учителей в обучении и воспитании ребёнка с опорой на индивидуальную успешность ученика;

3). Рост профессионального мастерства педагогов за счёт регулярного прохождения курсов повышения квалификации в очной и дистанционной формах;

4). Востребованность школы, как института воспитания и культуры в посёлке;

5). Положительная динамика качества образования;

6). Повышение социального статуса работников образования;

7). Положительная динамика общественного мнения в оценке эффективности школьного образования;

8). Создание гибкой модели управления инновационными процессами в школе;

9). Рост ресурсообеспеченности школы.

Выпускники школы должны получить следующие образовательные результаты:

1). Усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации;

2). Умение анализировать ситуацию на рынке труда;

3). Умение оценивать собственные профессиональные возможности;

4). Умение ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений;

5). Приобрести навыки самоорганизации;

6). Способность и готовность вести здоровый образ жизни,

7). Умение выбирать способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающие личность.

4.5. Задачи перед педагогическим коллективом школы

На 1 ступени обучения педагогический коллектив начальной школы должен сформировать у детей желание и умение учиться, помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества, мотивировать интерес к знаниям, сформировать первые навыки творчества на основе введения в учебный план школы различных направлений внеурочной деятельности.

На II ступени обучения педагогический коллектив школы должен заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, создать условия для самовыражения обучающихся в различных видах познавательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях.

На III ступени обучения образование должно быть ориентировано на развитие у школьников самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания. Оно нацелено на максимальное раскрытие и развитие способностей обучающихся; формирование у них профессионального и личностного самоопределения.

Для решения поставленных выше задач в школе имеются профессионально подготовленный педагогический коллектив, достаточно эффективный опыт внедрения различных нововведений и инноваций, поддержка инновационных преобразований Министерством образования Саратовской области, заинтересованность родителей.

 

4.6.  Концепция и стратегия развития системы образования

Концепция развития системы образования заключается в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего совместимость и единство образовательной среды. Это позволяет учащимся и воспитанникам овладеть прочными базовыми знаниями и умениями пользоваться ими в жизни, приобрести способность адаптироваться в новых условиях, реализовать свои возможности и участвовать в развитии общества.

В 2009 году Президент РФ заявил об утверждении новой стратегии развития российского образования «Наша новая школа». В рамках новой стратегии Президент РФ обозначил пять основных направлений развития школьного образования:

1). Разработка новых образовательных стандартов, раскрывающих способности детей.

2). Построение системы поиска и поддержки талантливых детей.

3). Разработка мер по сохранению лучших педагогов, повышения уважения к педагогическим работникам.

4). Изменение внешнего и внутреннего облика школы, повышение уровня комфортности пребывания в ней.

5). Здоровье школьников.

В целях реализации новой президентской программы, а также осуществления дальнейшего развития школы определены следующие направления работы:

1). Обновление содержания образования;

2). Разработка программ и методик преемственности между начальной школой и основной школой;

3). Разработка программ по выявлению одарённых учащихся;

4). Расширение элементов дистанционного обучения;

5). Разработка и реализация профилактических воспитательных программ по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании, профилактики детского дорожного травматизма;

6). Совершенствование и введение эффективных форм работы с родителями и общественностью;

7). Информатизация образования. Современный мир уже немыслим без компьютерных технологий. Школа должна шагать в ногу со временем. Информационные технологии предоставляют возможность сделать обучение более эффективным, вовлечь детей в процесс активного обучения. Кроме этого использование ИКТ в учебном процессе облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспеченности школьников учебными пособиями, даёт возможность накопить необходимый дидактический материал с возможностью его постоянного обновления.

8). Разработка и реализация программы «Система работы школы с одарёнными детьми». Учёными давно установлено, что каждый ребёнок владеет множеством способностей, хранящихся в нём в виде задатков. В связи с этим возникает необходимость раскрыть эти способности как можно более в раннем возрасте, используя для этого различные формы и приёмы работы, направленные на создание для ребёнка ситуации успеха.

9). Реализация программы «Здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии». Сегодня просто необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

10). Активизация спортивно-оздоровительной работы в образовательном учреждении. Привлечение к школьным мероприятиям родителей и жителей посёлка.

 

5. План-график программных мер, обеспечивающих реализацию программы развития школы

5.1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Цель: Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Развитие материально-технической и методической базы в условиях реализации ФГОС  нового поколения. Совершенствование дифференциации подходов и форм работы с учащимися для повышения результативности итоговой аттестации.

Задачи модернизации образовательного процесса

Задачи

Условия решения поставленных задач

1). Обновление содержания  школьного образования

1). Тщательное конструирование содержания предметов профильного обучения;

2). Разработка системы элективных курсов;

3). Повышение квалификации учителей и воспитателей;

4). Развитие материально-технической и методической базы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

2). Внедрение инновационных образовательных технологий

1). Апробация современных образовательных технологий;

2). Широкое использование проектной технологии на всех ступенях школы;

3). Разработка учебно-методических материалов для новых форм организации образовательного процесса.

4). Разработка методики организации учебного исследования и проектирования;

5). Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик, способствующих самоопределению старшеклассников и приобретению им социальных компетенций;

6). Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей в условиях реализации ФГОС.

3). Внедрение новых способов оценивания учебных достижений обучающихся

1). Разработка и адаптация критериев измерения и  оценивания учебных достижений обучающихся;

2). Включение в процесс обучения методов самоконтроля и самооценивания;

3). Разработка и организация объективной системы текущего контроля обучающихся.

План-график проведения модернизации образовательного процесса

№п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Комплексный мониторинг мотивации образования учащихся

Ежегодно в начале учебного года

Заместитель директора по УВР

 

2

Разработка программ элективных курсов предпрофильных классов

До 05.09. каждого учебного года

Учителя-предметники, Заместитель директора по УВР

3

Контроль над реализацией ФГОС

2015-2020 гг.

Администрация школы

4

Проведение тематических педсоветов

Ежегодно (один раз в триместр)

Администрация школы

5

Совершенствование работы школы в условиях реализации ФГОС

2015-2020 гг.

Администрация школы

6

Совершенствование форм работы с родителями

2015-2020 гг.

Педколлектив, Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР, социальные педагоги, психологи

7

Участие в семинарах и конференциях по проблемам современной школы

постоянно

Директор,

Заместитель директора по УВР , Учителя-предметники

8

Участие в работе методических объединений учителей-предметников

ежегодно

Педколлектив

9

Повышение квалификации и переподготовка кадров

ежегодно

Заместитель директора по УВР

10

Пополнение библиотечного фонда учебно-методической литературой

ежегодно

Директор, Заместитель директора по УВР,

Библиотекарь

11

Совершенствование работы Управляющего совета школы

ежегодно

Директор

12

Разработка программы  «Экология и Мы»

2015г

Замдиректора по ВР

 

5.2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Цель: Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Повышение квалификации административных кадров и учителей в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Задачи по созданию условий личностного роста субъектов образовательного процесса:

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей

1. Организация курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.

2. Проведение семинаров муниципального и регионального уровней

2. Совершенствование научно-методической службы школы

1. Совершенствование системы внутришкольного контроля.

2.Разработка и реализация индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений

З. Организация научно- педагогического сопровождения учителя в условиях эксперимента

1. Разработка и реализация индивидуальных программ  деятельности.

 2. Повышение компетентности педагогов в процессе включения в исследовательскую  работу.

4. Научно-психологическое сопровождение деятельности учителя

1. Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.

2. Информирование педагогов о результатах психологических исследований.

3. Изучение и обобщение методических рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения участников эксперимента (учащихся и педагогов).

4. Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий всех инноваций экспериментальной работы в школе на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики обучающихся.

5. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для школьников с особыми образовательными потребностями.

6. Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга.

7. Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

8. Формирование у педагогов, школьников и их родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности.

9. Поддержание и развитие высокого уровня профессионализма административных и педагогических кадров. Совершенствование коммуникативной культуры педагогов, профилактика профессионального сгорания. Стимулирование творческой и профессиональной деятельности.

10. Реализация программы «Информатизация». Освоение и трансляция опыта использования ИКТ в учебном процессе педагогами школы.

5. Внедрение современных образовательных технологий

1. Совершенствование технологий дифференцированного и развивающего обучения.

2. Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения

3. Создание условий для свободного выбора и самореализации обучающихся в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий.

4. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъектного опыта ученика.

6. Целенаправленное формирование ключевых компетенций

1. Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного  общества.

2. Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин,  включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.

3.Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

4. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях.

 

План-график создания условий личностного роста субъектов образовательного процесса:

№п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Профессиональная подготовка и переподготовка работников ОУ.

постоянно

Замдиректора по УВР

2

Представление педработников к правительственным и ведомственным наградам

 ежегодно

Директор, Управляющий совет

3

Оказание помощи молодым специалистам

2015-2020 гг.

Директор,

Заместители директора

4

Участие в конкурсах разных уровней для представления опыта педработников

постоянно

Директор,

Заместители директора

 

5.3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Цель: Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности учащихся школы

1. Освоение ВСЕМИ педагогами персональных компьютеров и информационных технологий.

2. Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.

3. Внедрение информационных технологий в образовательную практику.

4. Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности учащихся

2. Создание банка программно- методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство

1. Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

2. Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса.

3. Создание банка программно-методических материалов.

4.Подбор мультимедиа – программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.

5. Использование ресурсов глобальной информационной сети в образовательном процессе школы.

3.Создание в рамках школы системы дополнительного образования, обеспечивающей необходимый уровень информационной культуры населения и свободный доступ к информационной сети.

1. Усиление кадрового потенциала педагогов, обеспечивающих реализацию дополнительных образовательных услуг в сфере информационных технологий.

2. Расширение связей с учреждениями дополнительного образования, ВУЗами.

3.Введение в открытое информационное образовательное пространство школы модели дополнительного образования, которая соединит образовательное пространство школы и различные социокультурные направления.

4. Создание команды по ведению школьного сайта.

 

План-график создания открытого информационного образовательного пространства школы

 

  №п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Продолжить компьютеризацию школы

2015-2020 гг.

Директор, учитель информатики

2

Модернизация компьютерного класса

2015-2020 гг.

Директор, учитель информатики

3

Развитие дистанционного образования

2015-2020 гг.

Директор, учитель информатики

4

Приобретение мультимедийных пособий по предметам

2015-2020 гг.

Учителя-предметники , директор, учитель информатики

5

 

 

 

6

Внедрение в учебные планы занятий с использованием ИКТ. Ввести расписание занятий в дисплейном классе

2015-2020 гг.

Учителя-предметники, заместитель директора по УВР, учитель информатики

7

Развитие школьного сайта через программу «Информатизация»

2015-2020 гг.

Директор, учитель информатики

8

Обучение педагогических сотрудников компьютерной грамотности

2015-2020 гг.

Учителя-предметники, Директор, учитель информатики

 

5.4. Реализация программы «Одаренные дети»

План-график реализации программы «Одарённые дети»

  №п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Реализация  программы  «Одарённые дети»

2015-2020 гг.

Директор, заместители директора

2

Проведение семинаров с учителями-предметниками по методике выявления одаренных детей

2015-2020 гг.

Директор, заместители директора

3

Проведение школьных олимпиад по предметам

ежегодно

Руководители ШМО, учителя-предметники

4

Выявление категорий одарённости у учащихся

2013-2020 гг.

Психологи,

Учителя-предметники

5

Составление диагностических карт одарённых учащихся

2015-2020 гг.

Классные руководители, Психологи

6

Составление и реализация плана работы с одарёнными детьми

2015-2020 гг.

Кл. руководители

7

Разработка и реализация программы «Дополнительное образование»

2015-2020 гг.

Замдиректора по ВР,

Педагоги дополнительного образования

5.5. Реализация технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Цель: Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе. Развитие здоровьесберегающей политики школы и стратегии обеспечения безопасности участников образовательного процесса, как условия оптимизации формирования жизненной компетенции учеников и повышения качества образовательного процесса.

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Создание службы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся

1.Реализация комплексной программы «Здоровье», построения здоровьесберегающей среды школы.

2. Разработка системы физического воспитания, основанной на дифференцированом подходе.

3. Валеологическое образование педагогов по программе здоровьесберегающей педагогики.

4. Сотрудничество школы и медицинских учреждений в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся.

5. Повышение информированности и грамотности учителей в вопросах здоровьесбережения.

2. Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития здоровья

1. Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения.

2. Организация мониторинга состояния здоровья школьников

3. Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в школе

1. Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения).

2. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.

4. Разработка технологий медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

1. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.

2. Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.

3. Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)

5. Создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождение учащихся в ходе профильной подготовки

1. Изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации профилей.

2. Разработка методики отбора в профильные классы разной направленности.

3. Разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофиля  и профиля.

5. Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика

 

План-график реализации технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

 

№п/п

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

Реализация комплексной программы "Здоровье"

2015-2020 гг.

Замдиректора по ВР

2

Реализация курса ЗОЖ через внеурочную деятельность

2015-2020 гг.

Замдиректора по ВР

3

Обучение учителей ЗОЖ

Ежегодно

Директор

4

Проведение семинаров муниципального и регионального уровней

Ежегодно

Директор, заместители директора

5

Изучение и обобщение опыта работы

Ежегодно

Директор, заместители директора

6

Совершенствование материально-технической базы

Постоянно

Директор

7

Совершенствование организации качественного двухразового горячего питания

2015-2020 гг.

Ответственный по питанию

 

6. Ожидаемые результаты реализации программы развития

6.1. Модернизация образовательного процесса:

1). Поэтапный переход на ФГОС.

2). 100 % обеспечение нового учебного плана рабочими учебными программами, соответствующими государственному стандарту;

3). 100 % охват учащихся современным образованием на основе передовых педагогических технологий и программ развития.

4). 100% охват учащихся системой дополнительного образования в соответствии с их интересами и запросами.

5). Успешное обучение в ССУЗах и ВУЗах выпускников школы.

6.2. Эффективность внедрения новых образовательных технологий.

1). Использование педагогами школы новых образовательных технологий.

2). Совершенствование традиционных технологий обучения.

3). Широкое применение информационных технологий в обучении.

4). Применение здоровьесберегающих технологий во всём процессе обучения.

5). Повышение качества успеваемости учащихся.

6). Увеличения количества учащихся, занимающихся исследовательской и практической деятельностью.

6.3. Повышение качества школьного образования

1). Повышение функциональной грамотности выпускников школы.

2). Соответствие качества образования требованиям Федеральных государственных стандартов на каждой ступени.

3). Улучшение социальной ориентации и конкурентоспособности выпускников  школы.

6.4. Внедрение механизмов общественного управления школой.

1). Совершенствование работы общественного Управляющего совета, передача ему части полномочий по управлению школой.

2). Совершенствование механизмов ученического самоуправления.

3). Обеспечение субъективной позиции всех участников образовательного процесса в жизни школы – активизация общественного управления

6.5. Нормативно–правовое обеспечение школы.

1). Совершенствование нормативно-правовой базы школы на основе использования электронного документооборота.

 

 

Вернуться на главную