Яndex   Rambler  Aport   Google   Yahoo

М ы - П А Ш И Н Ц Ы !

Официальный сайт МОУ СОШ п. Алексеевка

Хвалынского района Саратовской области им. В.М. Пашина

E-mail школы:     PASCHINZI@yandex.ru  

Вернуться на главную

 

Контактные сведения:

Телефон: 8-845-95-2-31-64.   

Факс: 8-845-95-2-30-89

Почтовый адрес:

412761,

Саратовская область,

Хвалынский район,

п. Алексеевка, ул. Чапаева, д. 111

Электронная почта:

Школьная: paschinzi@yandex.ru

Веб-мастер (Симонов В.А.): paschinzy@yandex.ru

 

 

 

 

Разъяснения по аттестации педагогических работников - 2010

Настоящие Разъяснения разработаны на основе вопросов, возникающих у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования  и региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по применению положений, предусмотренных  Порядком  аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный № 16999 (далее по тексту -  Порядок аттестации педагогических работников; приказ от 24 марта 2010 года № 209) .

Приказом от 24 марта 2010 года № 209 установлено, что Порядок аттестации педагогических работников вводится в действие с 1 января 2011 года и одновременно признается утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2000 г., регистрационный № 2322. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, № 32) (далее - приказ от 26 июня 2000 г. № 1908).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе принимать решения о применении  Порядка аттестации педагогических работников, утвержденного приказом от 24 марта 2010 года № 209, ранее установленного срока, а также утверждать иной порядок их аттестации.

Аттестация педагогических и руководящих работников на основании заявлений, поданных в аттестационную комиссию в период с 15 апреля по 30 июня 2010 года, осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом от 26 июня 2000 г. № 1908, и  должна быть завершена до 31 декабря 2010 года. Продление сроков  ее проведения на следующий год не допускается.

Присвоенные по результатам аттестации в 2010 году и ранее квалификационные категории  (вторая, первая и высшая – педагогическим работникам), (первая и высшая – руководящим работникам)  сохраняются в течение срока, на который они присвоены.

Одновременно следует учесть, что в ноябре 2010 года рабочей группой под руководством Департамента общего образования Минобрнауки России  предполагается разработать методические рекомендации по проведению анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников и подготовке соответствующих экспертных заключений в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, для использования их в аттестационных процедурах.

Методические рекомендации будут включать  критерии и показатели к требованиям, предусмотренным пунктами 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работников при аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей   квалификационной  категории, а также содержание письменных квалификационных испытаний по должностям педагогических работников, которые могут быть использованы для их аттестации с целью подтверждения  соответствия занимаемой должности.

Обращаем внимание, что вновь утвержденный Порядок аттестации  не предусматривает проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений.

Вместе с тем,    пунктом 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Таким образом,  заключению трудового договора с руководителем организации  должна предшествовать процедура аттестации в порядке и на условиях,  определяемых учредителем, в т.ч. на соответствие требованиям, установленным квалификационной характеристикой.

 

К разделу I. «Общие положения»

Вопрос 1.

 Какие нормативные правовые акты должны быть приняты  органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников?

Ответ.

Принимая во внимание, что Порядок аттестации  педагогических работников является федеральным нормативным правовым актом прямого действия, который регулирует вопрос компетенции исключительно федерального уровня, предусмотренный пунктом 12 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании», органы государственной власти субъектов Российской Федерации (как и органы местного самоуправления) не вправе принимать свои нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Вместе с тем, с учетом установленного пунктом 16.1 статьи 29  Закона Российской Федерации «Об образовании» полномочия по проведению аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с организацией и проведением аттестации, т.е. о предоставлении государственных услуг в рамках проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Порядок предоставления таких услуг регулируется административным регламентом соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут приниматься только по вопросам, связанным с проведением аттестации педагогических работников, которые не должны противоречить федеральному законодательству, в т.ч. Порядку аттестации педагогических работников, утвержденному приказом Минобрнауки России от 24 марта  2010 г. № 209.    

 

Вопрос 2.

Какие сведения и документы, образующиеся  при проведении аттестации педагогических работников, относятся  к персональным данным работника?

Ответ.

Применительно к данному вопросу следует иметь в виду, что общие положения о защите персональных данных граждан содержатся в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Вместе с тем в части обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных в сфере трудовых отношений следует руководствоваться специальными положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) по этому вопросу, содержащимися в главе 14 «Защита персональных данных работника» (статьи 85-90).

В соответствии со статьей 85 ТК РФ  к персональным данным работника  относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.

Согласно порядку документального оформления в сфере трудовых отношений на каждого работника работодателем заводится личное дело, в котором хранятся сведения, относящиеся к персональным данным работника.

 К ним,  в том числе, относятся документы о прохождении работником аттестации, собеседования, повышения квалификации.

Таким образом, аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранящиеся  в личном деле педагогического работника (абзац 2 пункта 15 Порядка аттестации), а также аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях,   относятся к персональным данным педагогического работника и  подлежат защите в установленном трудовым законодательством порядке.

 

Вопрос 3.

Распространяется ли Порядок  аттестации педагогических работников на педагогических работников  образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности.

Ответ.

Да,  распространяется. На основе Порядка аттестации, утвержденного приказом от 24 марта 2010 года № 209, аттестуются педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от  их ведомственной принадлежности.

 

Вопрос 4.

 Распространяется ли действие Порядка  аттестации педагогических работников на педагогических работников негосударственных образовательных учреждений?

Ответ.

В соответствии с пунктом 12 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится только установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Вопрос о  возможности распространения Порядка аттестации педагогических работников, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 24 марта 2010 года № 209, на педагогических работников негосударственных образовательных учреждений требует дополнительной проработки.

 

Вопрос 5

Допускается ли при аттестации педагогических работников установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования,  иных квалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др.?

Ответ.

Установление  органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, иных квалификационных категорий, ступеней, званий и требований к ним не допускается, поскольку в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников, утвержденным приказом от 24 марта 2010 г. № 209, проведение аттестации осуществляется  в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым только к первой или высшей квалификационной категории.

 

Вопрос 6.

Утвержденный Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает форм  заявлений, на основании которых  проводится аттестация для установления соответствия уровня  квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, отсутствуют также формы  аттестационных  листов.

Предполагается ли разработка образцов таких документов, поскольку     заявление является  основанием для аттестации, связанной с установлением квалификационной категории, а аттестационный лист – подтверждением результатов аттестации и сроков  ее действия?

Ответ.

В целях обеспечения единообразия при проведении аттестации на всей территории Российской Федерации примерные формы  заявления  и аттестационных листов прилагаются.

 

Вопрос 7.

Каков механизм  обжалования результатов аттестации, могут ли быть обжалованы действия работодателя,  содержание представления  и т.д.?

В какой срок  и в какие органы работник имеет право обжаловать решение аттестационной комиссии?

Ответ.

Пунктом 16 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. могут быть обжалованы все  элементы, с которыми связаны ее результаты.

Что касается механизма, то индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ (глава 60) и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

 

Вопрос 8.

Проходят ли аттестацию на первую и высшую квалификационные категории и на подтверждение занимаемой должности педагогические работники государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующие  общеобразовательные программы, а также образовательные  программы начального и среднего профессионального образования?

Возможно ли применение до вступления нового порядка аттестации  в силу при проведении аттестации педагогических и руководящих работников письмо Федерального агентства по образованию от 28 сентября 2005 года №1158/12-17 «О порядке прохождения аттестации  педагогическими и руководящими работниками подведомственных образовательных учреждений»?

Ответ.

 Порядком аттестации педагогических работников определены правила проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих соответствующие  основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно – педагогические работники, образовательные учреждения, образовательные программы).

Таким образом, если в учреждении высшего профессионального образования реализуются указанные образовательные программы, то педагогические работники вправе проходить аттестацию в целях установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также в установленном порядке  проходят аттестацию для подтверждения  соответствия  их занимаемым должностям.

Принятие соответствующих документов, связанных с аттестацией педагогических работников образовательных учреждений федерального подчинения, учредителем которых являлось Федеральное агентство по образованию, будет осуществляться по мере  завершения мероприятий по ликвидации Рособразования и реорганизации Минобрнауки России, а также определения полномочий  соответствующего департамента Минобрнауки России.

Рекомендации Федерального агентства по образованию «О порядке прохождения аттестации  педагогическими и руководящими работниками подведомственных образовательных учреждений» связаны  только с применением Положения  о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 № 1908, которое утрачивает силу с 1 января 2011 года.

 

К Разделу II. «Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы»

 

Вопрос 9.

Допускается ли формирование нескольких аттестационных комиссий либо  территориальных  представительств, а также  передача полномочий по их формированию и проведению аттестации педагогических работников муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования?  На какой срок  должны быть сформированы аттестационные комиссии?

 

Ответ.

Передача полномочий по проведению аттестации педагогических работников с уровня субъекта Российской Федерации на муниципальный уровень  не допускается, поскольку в соответствии с подпунктом 16 п. 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

Следовательно, формирование  аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений должно осуществляться органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, как это и установлено Порядком аттестации педагогических работников.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, вправе принять решение о создании нескольких аттестационных комиссий, которые, в том числе  могут быть сформированы  по территориальному принципу, по направлениям (профилям) деятельности аттестуемых, по типам образовательных учреждений, видам аттестации и т.п. Сроки действия аттестационных комиссий определяются соответствующими регламентами.

Персональный состав аттестационных комиссий, который может быть сформирован, в том числе на основе предложений соответствующих муниципальных органов управления образованием,  утверждается распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.  

 

Вопрос 10.

Как следует понимать положение пункта 8 Порядка аттестации, предусматривающего, что состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом,  чтобы была исключена возможность конфликта интересов, и какими нормативными актами следует руководствоваться?

Ответ.

Порядок аттестации педагогических работников  (п.8) предусматривает, что при формировании состава аттестационной комиссии и экспертных групп  должна быть исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией  решения.

Трудовое законодательство и законодательство РФ в области образования не содержит и не регулирует такой особый правовой институт.

В этой связи представляется целесообразным руководствоваться общеправовым принципом применения аналогии закона, и  в данном случае  Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с учетом особенностей правового регулирования государственной и муниципальной службы, осуществляемого  соответствующими специальными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного федерального закона под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

При этом под личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (родственников, подчиненных работников и т.п.).

Таким образом, применительно к ситуации конфликта интересов при формировании состава аттестационной комиссии и экспертных групп  следует исходить из  необходимости исключения возможности возникновения личной заинтересованности каждого конкретного члена экспертной группы при  осуществлении всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии, а также каждого члена аттестационной комиссии при  принятии решений комиссии. 

 

Вопрос 11.

Каким образом до сведения педагогического работника должен доводиться график работы аттестационной  комиссии?

Ответ.

Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает  необходимость доведения до сведения педагогических работников графика работы аттестационной комиссии.

В соответствии с пунктом 21 Порядка аттестации педагогических работников предусматривается  доведение работодателем до педагогических работников информации  о дате, месте и времени проведения аттестации, которая проводится с целью подтверждения соответствия   занимаемой им  должности. Такая информация до сведения педагогического работника должна быть доведена не позднее чем за месяц до  начала аттестации.  Факт ознакомления с такой информацией удостоверяется подписью работника с указанием соответствующей даты. В случае отказа работника от ознакомления с данной информацией работодатель составляет  акт.

Что касается доведения до педагогического работника информации о сроках проведения аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к  заявленной квалификационной категории, то  такая информация доводится до него аттестационной комиссией в месячный срок, отведенный для рассмотрения его заявления в соответствии с пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников.

 

Вопрос 12.          

С какой целью в  абзаце третьем п. 6 Порядка аттестации педагогических работников  при аттестации педагогического работника на подтверждение соответствия занимаемой им должности предусмотрено требование  о включении в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации?

Ответ.

Включение в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется в целях защиты прав педагогических работников  и обусловлено требованиями части третьей  ст. 82 ТК РФ, в соответствии с которой при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников,  в состав аттестационной комиссии в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

 

 Вопрос 13.

 Если  педагогический работник не является членом профсоюза, требуется ли при его аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности включение в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации?

 

Ответ.

 Нет, не требуется. Необходимость включения представителя выборного органа первичной профсоюзной организации при  аттестации  педагогического работника на подтверждение соответствия занимаемой должности обусловлена тем, что такая аттестация может послужить основанием для увольнения работника по  пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации). Для членов  профсоюза увольнение по этому основанию согласно  части второй статьи 82 ТК РФ допускается только с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ.

Следовательно, в состав аттестационной комиссии при аттестации педагогического работника на подтверждение соответствия занимаемой должности в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации только в том случае, если аттестуемый является членом профсоюза.

 

Вопрос 14.

Каким документом должны быть подтверждены полномочия иного профсоюзного представителя для включения его в состав аттестационной комиссии при аттестации работника на подтверждение соответствия занимаемой должности?

Ответ.

В определенных случаях, когда представительство первичной профсоюзной организации, входящей в структуру  профсоюза, членом которого является педагогический работник, проходящий аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой им должности, затруднительно обеспечить по объективным обстоятельствам (территориальная удаленность, невозможность участия представителя по уважительным причинам и др.), первичная профсоюзная организация вправе уполномочить решением своего выборного коллегиального   органа иного профсоюзного представителя для участия в работе аттестационной комиссии (например, представителя вышестоящего профсоюзного органа).    

В аттестационную комиссию направляется выписка из решения выборного коллегиального органа.  Аттестационная комиссия, в свою очередь, уведомляет профсоюзного представителя о дате проведения аттестации этого педагогического работника.

В аналогичном порядке для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии делегируется и  представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник.

 

Вопрос 15.

В соответствии с пунктом 10 Порядка аттестации педагогических работников работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно должен уведомить аттестационную комиссию. Каким образом  работник уведомляет аттестационную комиссию?

Если работник  прибыл на заседание аттестационной комиссии без уведомления, вправе ли ему отказать в присутствии на заседании аттестационной комиссии?

Вправе ли  аттестационная комиссия  провести аттестацию в отсутствие работника в случаях, когда работник уведомил аттестационную комиссию, но на заседание не явился?

 Ответ.

Педагогические работники, проходящие аттестацию для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, должны  уведомить аттестационную комиссию о своем участии в ее заседании непосредственно в заявлении.

Педагогические работники, проходящие аттестацию с целью подтверждения соответствия  занимаемой должности, свое желание об участии в заседании аттестационной комиссии изъявляют  при  их ознакомлении  работодателем с представлением, о чем он письменно уведомляет аттестационную комиссию.

В случае если педагогический работник не уведомил аттестационную комиссию о своем желании присутствовать на заседании аттестационной комиссии, но лично явился для прохождения аттестации в назначенный  по графику день, решение о возможности его присутствия  на заседании аттестационной комиссии принимается непосредственно аттестационной комиссией в соответствии с регламентом ее работы.

При неявке  без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии в назначенный срок педагогического работника, пожелавшего участвовать в ее заседании, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

 

Вопрос 16.

В абзаце втором пункта 13 Порядка аттестации педагогических работников  установлено, что в аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

При какой аттестации педагогического работника могут в аттестационный лист вноситься указанные  рекомендации?

Ответ.

В аттестационный лист могут вноситься рекомендации аттестационной комиссии как при аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям,  так и при аттестации с целью подтверждения соответствия  занимаемой должности, поскольку пунктом 13 Порядка аттестации педагогических работников не установлено никаких  изъятий и особенностей в отношении таких рекомендаций.

 

Вопрос 17.

Каким образом аттестационная комиссия может создавать экспертные группы, на каких условиях должны привлекаться эксперты для участия в их работе, как должна финансироваться их деятельность?

Ответ.

Принимая во внимание, что право формирования аттестационных комиссий отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, то и порядок финансирования их деятельности, полномочия по комплектованию экспертных групп и другие вопросы решаются этими органами власти  при  создании аттестационных комиссий. 

 

К разделу III. «Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности»

 

Вопрос 18.

В пункте 17 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Вправе ли работодатель представлять к этой аттестации педагогического работника, у которого не закончился срок действия второй квалификационной категории?

Ответ.

Нет, не вправе.  В течение срока действия второй квалификационной категории  педагогический работник также не подлежит аттестации, проводимой с целью подтверждения соответствия  занимаемой должности.

 

Вопрос 19.

Обязаны ли работодатели после 1 января 2011 года единовременно направлять представления в аттестационную комиссию на всех педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия их занимаемым должностям?

Ответ.

Нет, не обязаны. Необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия  занимаемой  должности определяется работодателем.    

 

Вопрос 20.

Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности?

 Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?

Ответ.

Нет, не имеет, поскольку аттестация с целью установления соответствия занимаемой должности для педагогических  работников является обязательной, если они не имеют  квалификационной категории, либо не подлежат  аттестации в соответствии с пунктом 18 Порядка аттестации педагогических работников.

 Отказ работника от прохождения указанной аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины. В соответствии со статьей 21 ТК  РФ соблюдение трудовой дисциплины является обязанностью работника. Следовательно, в соответствии со статьёй 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

 

Вопрос 21.

Педагогические работники, как показывает практика, работают одновременно в одной или нескольких должностях, преподают по два-три предмета, могут выполнять педагогическую работу в одном-двух  образовательных учреждениях.

Как следует проводить аттестацию таких работников  с целью подтверждения соответствия его занимаемым должностям,  должна  ли аттестация таких работников  проводиться одновременно по каждой из   должностей?

Какой из работодателей должен давать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности?

Ответ.

Если работник выполняет педагогическую работу в разных должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет  квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности по всем должностям, в которых выполняется педагогическая работа. Если педагогическая работа осуществляется у разных работодателей, то каждый из них вправе направить в аттестационную комиссию соответствующее представление.

 

Вопрос 22.

Если педагогический работник проходил аттестацию для подтверждения уровня квалификации требованиям, предъявляемым к  первой квалификационной категории, и  не  был признан соответствующим этим требованиям, может ли аттестационная комиссия в этом случае  признать  педагогического работника соответствующим занимаемой должности, с тем чтобы не проходить такую аттестацию специально?

Ответ.

В данном случае у аттестационной комиссии нет оснований для принятия такого решения, поскольку  для аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности установлена другая процедура. Основанием для проведения такой аттестации является представление  работодателя, с которым работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. Кроме того, педагогические работники в ходе этой аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме.

 

Вопрос 23.

Должен ли в образовательном учреждении издаваться распорядительный акт в отношении  педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям?

Ответ.

Да, такой распорядительный акт необходим, поскольку именно в нем может быть определен список  педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям, а также даны соответствующие поручения по  подготовке представлений в аттестационную комиссию, ознакомления с  ними педагогических работников и другие необходимые распоряжения.

 

Вопрос 24.

Может ли аттестационная комиссия, особенно в случаях, когда дается отрицательная оценка деятельности педагогического работника, предложить  работодателю   одновременно с оценкой профессиональных деловых качеств, результатов профессиональной деятельности работника  дать оценку условий, в которых им выполняется работа, а также оценку степени обеспеченности работника оборудованием, инструментами и иными средствами, необходимыми для исполнения работником трудовых обязанностей?

Ответ.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ  работодатель обязан  обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. 

Следовательно, всесторонняя  оценка профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности должна также основываться на характеристике условий труда, созданных работодателем, в том числе с учетом степени обеспеченности всеми необходимыми средствами для исполнения работником  должностных обязанностей.  

 

Вопрос 25.

Пунктом 20 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что с представлением работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации. Каким образом подтвердить факт ознакомления работника с представлением?

Считается ли нарушением, если педагогический работник не ознакомлен с представлением или ознакомлен с нарушением установленного срока,  если да, то каковы правовые последствия такого нарушения?

Ответ.

Работодатель вправе при направлении представления в аттестационную комиссию ознакомить с ним  работника, но дата проведения  его аттестации не может быть назначена ранее, чем через месяц после ознакомления работодателем  работника с представлением.

Факт ознакомления работника с представлением подтверждается подписью работника под указанным документом. Отказ работника ознакомиться с представлением и (или) поставить свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации и оформляется соответствующим актом.

В случае если педагогический  работник вообще не ознакомлен или не ознакомлен в установленный срок с представлением, которое работодатель направляет  в аттестационную комиссию, то  педагогический работник   вправе потребовать, чтобы его аттестация была проведена не ранее, чем истечет срок, за который он должен быть ознакомлен с представлением,  и срок, в течение которого  до него должна быть доведена информация  о дате, месте и времени проведения аттестации, предусмотренные пунктами 20 и 21 Порядка аттестации педагогических работников.

 

Вопрос 26.

Если квалификационное испытание и заседание аттестационной комиссии проходят за пределами населенного пункта, в котором проживает педагогический работник, за счет каких средств  должно обеспечиваться его участие в  квалификационных испытаниях и аттестации?

Ответ.

Учитывая, что аттестация является процедурой, предусмотренной законодательством, и осуществляется в рамках трудовой деятельности работника, то работодатель в соответствии с коллективным договором должен обеспечивать за счет средств образовательного учреждения участие работников в аттестационных процедурах, в т.ч. вне места проживания работника.   

 

Вопрос 27.

Проходят ли лица, выполняющие педагогическую работу по совместительству,  аттестацию с целью подтверждения соответствия  занимаемой должности, если по основному месту работы они проходили такую аттестацию?

Ответ.

Работодатель, у  которого педагогическая работа выполняется работником по совместительству, вправе представить  такого работника  к  аттестации  с целью подтверждения соответствия занимаемой должности независимо от того, что по основному месту работы работник такую аттестацию прошел.

 

Вопрос 28.

Должны ли проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия  занимаемой должности лица, осуществляющие преподавательскую работу помимо работы в должностях руководителя образовательного учреждения, его заместителей и в других  руководящих должностях, если по педагогическим должностям они не имеют квалификационных категорий?

Если да, то кто должен давать представление на  аттестацию по педагогической работе, осуществляемой руководителем образовательного учреждения

Ответ.

Указанные работники проходят аттестацию с целью подтверждения соответствия  занимаемой преподавательской   должности на общих основаниях, если по этой должности не имеется квалификационной категории.

Принимая во внимание, что преподавательская работа руководителя образовательного учреждения не считается совместительством и оформляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем, то представление для аттестации по преподавательской работе должно подаваться лицом, являющимся стороной трудового договора с руководителем.

 

Вопрос 29.

Какой  документ получит педагогический работник, прошедший аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности?

Ответ.

В соответствии с пунктом 13 Порядка аттестации педагогических работников решение аттестационной комиссии (в данном случае о  соответствии занимаемой должности с указанием ее наименования) оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.

 

Вопрос 30.

Если у работника истёк срок действия квалификационной категории,  и он не обратился в аттестационную комиссию, то в какой срок  руководитель образовательного учреждения должен подготовить и направить в аттестационную комиссию представление для прохождения педагогическим работником аттестации для  подтверждения соответствия занимаемой должности?

Ответ.

Порядок аттестации педагогических работников не устанавливает для работодателя конкретного срока для направления представления. Следовательно, работодатель сам решает вопрос о том, когда  такое представление направляется в аттестационную комиссию.

 

Вопрос 31.

Обязан ли руководитель образовательного учреждения прекратить трудовой договор с работником, который по результатам аттестации признан не соответствующим занимаемой должности?

Ответ.

Увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности,  является правом, а не обязанностью работодателя.

Решение о расторжении трудового договора с работником вследствие недостаточной квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК  РФ принимает работодатель.

Следует также учесть, что  если  работодателем будет принято решение об увольнении педагогического работника по данному основанию, то трудовым законодательством установлены следующие основные гарантии работников:

- увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ);

- не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (статья 261 ТК РФ);

- увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ (часть 2 статьи 82 ТК РФ).

Кроме того, в целях соблюдения требований трудового законодательства необходимо руководствоваться также разъяснениями, которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. №  63) о том, чтобы:

- при расторжении трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, в состав аттестационной комиссии при проведении его аттестации входил  представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (часть 3 статьи 82 ТК РФ);

- в случае увольнения работника, являющегося членом профсоюза, по пункту 3 части 1 статьи 81 ТК РФ проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, направлялись в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации; работодатель провел дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в тех случаях, когда выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника; был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (статья 373 ТК РФ).

 При этом следует учитывать, что пунктом 16 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что результаты аттестации, в том числе увольнение по инициативе работодателя, педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. в судебном порядке.

 

К разделу IV. «Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)»

 

Вопрос 32.

Может ли педагогический работник претендовать на первую квалификационную категорию, если он  не проходил аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности.

Ответ.

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой  квалификационной  категории, не предусматривает условия предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия его занимаемой должности.

 

Вопрос 33.

Если педагогический работник будет  включен в список лиц, подлежащих аттестации с целью установления соответствия занимаемой им должности, как не имеющий квалификационной категории, а он одновременно обратится в аттестационную комиссию для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, следует ли проводить аттестацию такого педагогического работника по двум основаниям либо в проведении  аттестации на квалификационную категорию ему должно быть отказано?

Ответ.

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой  квалификационной  категории, не содержит каких-либо ограничений в ее прохождении, в том числе в случаях, когда на него имеется представление от работодателя на прохождение аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности.

Порядок аттестации не устанавливает каких-либо ограничений и в  проведении аттестации педагогического работника  с целью установления соответствия занимаемой должности в подобном случае, если ко дню ее проведения не будет вынесено  решение аттестационной комиссией о соответствии уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

 

Вопрос 34.

Может ли быть при аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации  требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям,  установлено дополнительное  обязательное требование о прохождении ими повышения квалификации? Может ли аттестационная комиссия принять решение о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, если работник не прошел повышение квалификации в межаттестационный период?

Ответ.

В соответствии с пунктами 2 и 25 аттестация педагогических работников проводится для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям. Эти требования предусмотрены в пунктах 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работников и не содержат такого требования, как повышение квалификации.

В отношении педагогического работника, не прошедшего повышение квалификации, аттестационная комиссия не в праве принять решение о том, что уровень его квалификации не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, если по результатам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника подготовлено положительное экспертное заключение.

Вместе с тем, в условиях модернизации образования, обновления его  содержания, поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) аттестационная комиссия вправе внести в аттестационный лист педагогического работника  рекомендацию о прохождении повышения квалификации.

Право педагогических работников на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в настоящее время закреплено в статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в соответствии с дополнением, внесенным в нее Федеральным законом от  27 июля 2010 № 215-ФЗ. В соответствии со статьей 197 ТК РФ это право  реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором в том числе определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ,  предусматривающей, что  при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Решение вопросов о повышении квалификации, переподготовке кадров в соответствии со статьей 196 ТК РФ возложено на работодателей, которые определяют формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей  с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Статьей 196 ТК РФ установлено также, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Так, например, в соответствии с требованиями  ФГОС предусмотрены требования к уровню квалификации педагогических  работников, к непрерывности их  профессионального развития, обеспечиваемые освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

При этом финансовые условия должны обеспечивать образовательному учреждению  возможность исполнения требований ФГОС.

 

Вопрос 35.

Работник имел первую квалификационную категорию, но срок ее действия истек, вправе  ли он обратиться в аттестационную комиссию для установления высшей квалификационной категории?

Ответ.

 Нет, не вправе, поскольку претендовать на высшую квалификационную категорию  согласно заявлению  может педагогический работник, имеющий первую квалификационную категорию, если  срок ее действия не истек.  

Однако педагогическому работнику следует иметь в виду, что для сохранения уровня оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории, ему целесообразно обратиться в аттестационную комиссию заранее, но не позднее чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что  для рассмотрения  заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации – два месяца.

 

Вопрос 36.

Пунктом  31 Порядка аттестации педагогических работников  предусмотрено, что высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые имеют первую квалификационную категорию. Означает ли это, что при каждом прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию, работнику заблаговременно  необходимо будет аттестоваться на первую, даже при наличии высшей квалификационной категории (срок которой еще не истек)?

Ответ.

Нет, не означает. Новый Порядок аттестации педагогических работников предусматривает наличие первой квалификационной в качестве условия   установления  высшей квалификационной категории только для тех педагогических работников, которые на высшую квалификационную категорию аттестуются впервые, либо  для педагогических работников, у которых срок действия квалификационной категории истек на день подачи заявления. Педагогические работники, уже имеющие высшую квалификационную категорию,   срок действия которой не истек, вправе вновь претендовать на ту же квалификационную категорию.

 

Вопрос 37.

Пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи, а пунктом   27, что продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев. Считается ли началом аттестации дата подачи педагогическим работником заявления, а сроком ее завершения истечение двух месяцев  со дня его подачи либо эти сроки не связаны между собой?

Ответ.

Пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников установлен предельный срок рассмотрения заявления педагогического работника о прохождении аттестации на соответствие требованиям по заявленной квалификационной категории, завершением  которого является включение работника   в график проведения аттестации. При этом график  проведения аттестации для лиц, имеющих квалификационную категорию, должен учитывать срок ее действия, с тем чтобы решение аттестационной комиссией могло быть принято до истечения срока действия ранее присвоенной квалификационной категории.

Пунктом 27 Порядка аттестации педагогических работников определен предельный период, в течение которого  может проводиться аттестация педагогического работника, т.е.  со дня ее начала по графику до дня принятия решения аттестационной комиссии, который не может превышать двух месяцев.

 

Вопрос 38.

Могут ли претендовать на высшую квалификационную категорию педагогические работники (преподаватели НПО, СПО, мастера производственного обучения, воспитатели, в т.ч. дошкольных учреждений, педагогические работники коррекционных образовательных учреждений), воспитанники которых  по объективным причинам не имеют возможности проявить себя в олимпиадах, конкурсах всероссийского и международного уровня, поскольку  они для них не проводятся?

Ответ.  

Результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях могут учитываться только для оценки педагогических работников, деятельность которых связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся.

Отсутствие возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой квалификационной категории.

 

Вопрос 39.

С какой даты педагогическому работнику устанавливается первая (высшая)  квалификационная категория и возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории, если протокол будет подписан не в день аттестации работника, а распорядительный акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, будет принят через месяц после даты аттестации работника?

Ответ.

Квалификационная категория педагогическому работнику  должна устанавливаться со дня принятия аттестационной комиссией решения о соответствии уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории независимо от даты принятия распорядительного акта федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. С этой же даты у работника  возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории.

Следует также учесть, что протокол аттестационной комиссии  должен быть подписан в день голосования председателем, его заместителями и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, поскольку  работнику, присутствовавшему на заседании аттестационной комиссии, итоги  голосования сообщаются в тот же день.

 

Вопрос 40.

В какие сроки  педагогическим работником может быть подано заявление о прохождении аттестации для установления соответствия уровня  его квалификации требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной  категории?

Могут ли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, устанавливать строго определенные сроки подачи заявлений и периоды для проведения аттестации в целом?

Ответ.

Порядком аттестации педагогических работников не предусматривается установление  централизованных сроков подачи заявлений работниками и периода  проведения аттестации в течение года.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, не в праве ограничивать сроки подачи педагогическими работниками заявлений  о прохождении аттестации и периоды  проведения аттестации в течение календарного года.

Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время, но до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.

Вместе с тем,  чтобы  аттестационная комиссия имела возможность в соответствии с пунктом 26 Порядка аттестации педагогических работников учесть срок действия ранее установленной педагогическому работнику квалификационной категории при составлении графика проведения аттестации (что имеет значение для сохранения уровня оплаты труда), заявление педагогическим работником должно быть подано заблаговременно, как правило, не менее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (1 месяц), а также для проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического не должна превышать 2 месяцев.

 

Вопрос 40.

Распространяются ли ограничения в прохождении аттестации, предусмотренные пунктом 18 Порядка аттестации педагогических работников,  на педагогических работников, проработавших в должности менее двух лет, беременных женщин, женщин, находящихся  в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, желающих пройти аттестацию для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям?

Ответ.

Пункт 18 Порядка аттестации педагогических работников относится к   аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

В данном случае ограничения по недопущению  аттестации  педагогических работников в указанные периоды связаны именно с такой аттестацией и установлены в их интересах.

Ограничений по прохождению аттестации беременными женщинами, женщинами, находящимися в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком для установления соответствия уровня  квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, не предусмотрено. Прохождение такой аттестации в указанные  периоды зависит от желания самих педагогических работников.

 

Вопрос 41.

Может ли орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, продлевать действие квалификационных категорий, устанавливать льготные процедуры при проведении аттестации  для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности,  а также для победителей конкурсного отбора лучших учителей?

Ответ.

Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает каких-либо преимуществ при установлении квалификационных категорий либо продление сроков их действия  для   лиц, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности,  для победителей конкурсного отбора лучших учителей.

Вместе с тем, принимая во внимание, что к указанным наградам, почетным званиям, к участию в конкурсном отборе, как правило, представляются педагогические работники, имеющие квалификационную категорию, при рассмотрении их заявлений об аттестации на ту же самую квалификационную категорию, поданных до  истечения срока ее действия,  для них могут быть предусмотрены особенности и иные формы ее проведения, которые  могут  быть закреплены  в отраслевых соглашениях, заключаемых на федеральном и региональном уровнях социального партнерства.

 

Вопрос 42.

Может ли присвоенная квалификационная категория по одной должности учитываться по другой должности?

Сохраняется ли установленная квалификационная категория при переводе работника на другую должность?

Ответ.

В соответствии с пунктом 32 Порядка аттестации педагогических работников устанавливается соответствие уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям  по определенной должности, которая конкретно указывается в решении аттестационной комиссии. По этой же должности в соответствии с пунктом 14 Порядка аттестации педагогических работников распорядительным актом федерального  органа исполнительной власти, органа  исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, устанавливается и  квалификационная категория.

Установленная квалификационная категория учитывается при работе в данной должности в образовательных учреждениях независимо от их типов или видов.

Наименования должностей педагогических работников, по которым устанавливаются квалификационные категории, определены  в профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный № 11731. «Российская газета», 2008, №113).

Вместе с тем, квалификационная категория, установленная по должностям учителя, преподавателя, должна учитываться независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса), а по должностям работников, по которым применяется  наименование «старший» (воспитатель - старший воспитатель, педагог дополнительного образования - старший педагог дополнительного образования, методист - старший методист, инструктор-методист - старший инструктор-методист, тренер-преподаватель - старший тренер-преподаватель),  независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория.

При переходе педагогического работника на другую должность квалификационная категория не сохраняется.

Однако, отраслевыми соглашениями, коллективными договорами   в целях создания  заинтересованности педагогических работников в выполнении  педагогической работы по иной должности, по которой не установлена  квалификационная  категория, для них  могут быть  установлены  условия оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории, если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности).

 

Вопрос 43.

Можно ли считать, что в пунктах 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работников содержится исчерпывающий перечень требований  соответствия работника первой или высшей квалификационной категории, не подлежащий дополнительному уточнению?

Ответ.

В соответствии с пунктом 25 Порядка аттестации  педагогических работников аттестация  проводится для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории. Исчерпывающий перечень этих требований содержится в пунктах 30 и 31  Порядка аттестации педагогических работников

 

 Вопрос 44.

Каким образом педагогический работник может подтвердить наличие  у него квалификационной категории и срок ее действия при трудоустройстве  в другое образовательное учреждение, при переезде в другой населенный пункт, другой субъект РФ?

Ответ.

При трудоустройстве  в другое образовательное учреждение, при переезде в другой населенный пункт, другой субъект РФ  наличие у педагогического работника  квалификационной категории, а также срок ее действия  подтверждается записью в трудовой книжке работника.

По просьбе педагогического работника при увольнении для более полной информации об установленной  квалификационной категории ему могут быть выданы  аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, которые педагогический работник передает для хранения в его личном деле  по новому месту работы.

В случае увольнения указанные документы передаются педагогическому работнику под роспись об их получении.

 

Вопрос 45.

Вносится ли запись в трудовую книжку педагогического работника в связи с установлением ему квалификационной категории (первой или высшей)?

Ответ.

Пунктом 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек (приложение № 1 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек») предусмотрено, что если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.

Например, учителю математики (преподавателю) установлена высшая квалификационная категория. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись: «Установлена высшая квалификационная категория по должности «учитель» («преподаватель») без указания преподаваемого предмета, в графе 4 указывается дата и номер распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, приказа образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.

Hosted by uCoz